Василий Петрович Стасов [24.7(4.8).1769, Москва, - 24.8(5.9). 1848,
Петербург], русский архитектор, представитель позднего классицизма. В 1783-1794
годах помощник архитектора в Московской управе благочиния. К концу 1790-х годов
работал самостоятельно. В 1802-1808 годах изучал архитектуру во Франции и
Италии. С 1808 года работал в Петербурге. Академик Петербургской АХ (1811). С
1816 года - один из основных членов Комитета для строений и гидравлических работ
в Петербурге. С 1817 года ведал строительством при императорском дворе. В 1810-е
годы выполнил более 100 образцовых проектов жилых домов, оград и хозяйственных
строений для провинции. Среди наиболее значительных построек Стасова 1810-х -
начала 1820-х годов: казармы Павловского полка (ныне "Ленэнерго"; 1817-1820) -
монументальное сооружение, важная часть ансамбля Марсова поля; Конюшенное
ведомство (ныне гараж; 1817-1823) и Ямской рынок (1817-1819) - все в Петербурге;
чугунные ворота "Любезным моим сослуживцам" (1817-1821), Манеж (1819-1821),
Большая оранжерея (1820-1823) и Конюшенный корпус (1823) - в Царском Селе
(Пушкине); Провиантские склады в Москве (проект - 1821, строительство
закончилось в 1835 году). В конце 1820-х - 30-е годов Стасов возвёл в Петербурге
два больших собора - Преображенский (1827-1829) и Троицкий (1828-1835;
скульптурный декор - С. И. Гальберг); Нарвские (1833; медная колесница -
П. К. Клодт,
С. С. Пименов; скульптурный декор - М. Г. Крылов, Н. А. Токарев и
др.) и чугунные Московские (1834-1838; скульптурный декор - Б. И. Орловский)
триумфальные ворота - величественные символы победы над Наполеоном; достроил
собор и западные корпуса келий Смольного монастыря и оформил их интерьеры в духе
классицизма (1832-1835), восстановил после пожара 1837 года фасады, парадные
залы и церкви Зимнего дворца (1838-1839).
Развивая основные идеи и композиционные приёмы последнего этапа русского
классицизма - ампира, Стасов особенно часто обращался к строгим формам
дорического ордера, добивался торжественного звучания архитектурного образа. В
ряде его произведений сказались отзвуки национального торжества после победы
России в Отечественной войне 1812 года, темы воинской героики и доблести,
государственного могущества.
Большая советская энциклопедия.