Михаил Александрович Чехов (1891, Петербург - 1955, Лос-Анджелес), актёр,
театральный педагог, режиссёр, заслуженный артист Республики (1924). Племянник
А. П. Чехова. По окончании Петербургской театральной школы имени А. С. Суворина
при театре Литературно-художественного общества (1910) был принят в этот театр,
где проработал до 1912 года. С осени 1912 года сотрудник 1-й Студии МХТ.
Испытал сильное влияние К. С. Станиславского, Л. А. Сулержицкого,
Е. Б. Вахтангова. В 1922 году Чехов стал во главе 1-й Студии, преобразованной в
1924 году в МХАТ-2-й (руководил им до 1928 года). Образы, созданные Чеховым в
спектаклях 1-й Студии, - Кобул ("Гибель "Надежды"" Г. Гейерманса, 1913), Фрибе
("Праздник мира" Г. Гауптмана, 1913), Фрезер ("Потоп" Э. Бергера, 1915) -
выдвинули его в число крупнейших актёров. Выдающимися достижениями Чехова стали
также роли Мальволио ("Двенадцатая ночь" У. Шекспира, 1917), Эрика XIV
(одноименная пьеса А. Стриндберга, 1921), Хлестакова ("Ревизор" Н. В. Гоголя,
1921), Гамлета (одноименная пьеса Шекспира, 1924), Аблеухова ("Петербург"
А. Белого, 1925), Муромского ("Дело" А.В. Сухово-Кобылина, 1927). Будучи
последователем Станиславского, Чехов в то же время искал собственные пути в
искусстве театра. В 1918 году создал свою студию (руководил ею до 1921 года),
где исследовал проблемы актёрской психотехники. Под влиянием А. Белого увлёкся
антропософским учением Р. Штайнера, основывал некоторые положения своей системы
на его идеях. Ориентация Чехова на классический репертуар, увлечение
антропософией привели к разногласиям внутри труппы. В 1928 году Чехов отказался
от руководства театром, а в июле того же года, опасаясь ареста (о возможности
которого был предупреждён), уехал за границу. Жил и работал в Германии, Латвии,
Великобритании, США. Играл в театре и кино, руководил театральными студиями.
Энциклопедия "Москва"
Рубрикон