Жак Луи Давид (David) (30.8. 1748, Париж, - 29.12. 1825, Брюссель),
французский живописец. Учился у исторического живописца Ж. М. Вьена в
Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1766-1774). Ранние работы
Давида, в которых ощутимы отзвуки рококо и влияние идей сентиментализма,
традиционно академичны ("Бой Минервы и Марса", 1771, Лувр, Париж). В 1775-1780
годых Давид учился в Италии, где открыл для себя античность, восприняв её как
пример гражданственности художественного творчества. Публицистическая
направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы через
образы античности характерны для классицизма предреволюцонной эпохи, крупнейшим
представителем которого стал Давид. Впервые у Давида принципы классицизма
намечаются в картине "Велизарий, просящий подаяние" (1781, Музей изящных
искусств, Лилль), отличающейся строгостью композиции и четкостью ритмической
структуры, и находят своё полнейшее выражение в насыщенной мужественным
драматизмом "Клятве Горациев" (1784, Лувр) - исторической картине, воспринятой
общественностью как призыв к борьбе. Произведения Давида 1780-х годов
("Смерть Сократа", 1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; "Ликторы приносят Бруту
тело его сына", 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая
торжественность образного строя, барельефность в построении композиции, а также
преобладание объёмно-светотеневого начала над цветом. В портретах
1780-х - начала 1790-х годов, где подчёркивается социальная сущность моделей,
воплотились классицистические представления об энергичном и волевом человеке
("Врач А. Леруа", 1783, Музей Фабр, Монпелье). Воодушевлённый героикой Великой
французской революции, Давид стремится к созданию исторической картины на
современную тему ("Клятва в зале для игры в мяч", не осуществлена; сохранился
эскиз, сепия, 1791, Лувр). Картины "Убитый Лепелетье" (1793, не сохранилась,
известна по гравюре П. А. Тардьё, Национальная библиотека, Париж, и по рисунку
Ф. Девожа, Музей Маньен, Дижон) и особенно "Смерть Марата" (1793,
Музей современного искусства, Брюссель), с её трагическим звучанием, суровым
лаконизмом, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью
форм, становятся памятниками героям революционной эпохи, совмещая в себе черты
портрета и исторической картины. Давид был активным деятелем революции, членом
якобинского Конвента, организовывал массовые народные празднества, создал
Национальный музей в Лувре; под его руководством была упразднена консервативная
Королевская академия живописи и скульптуры (членом которой Давид был с 1784
года). После контрреволюционного термидорианского переворота с конца 1790-х
годов Давид вновь обращается к драматическим событиям античной истории, выделяя
в них тему примирения противоречий, воссоздавая античность как мир идеальной
красоты и чистой гармонии ("Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами
и сабинянами", 1799, Лувр). В его искусстве нарастают черты отвлечённости и
рассудочной повествовательности. С 1804 года Давид был "первым художником"
Наполеона; в заказанных Наполеоном холодно-эффектных, пёстрых по цвету и
перегруженных по композиции картинах ("Коронация", 1805-1807, Лувр) ощутимо
равнодушие художника к изображаемым событиям, однако он стремится к
выразительной характеристике отдельных персонажей. В 1790-1810-х годах Давид
пишет многочисленные портреты, как парадные ("Наполеон при переходе через
Сен-Бернар", 1800, Национальный музей Версаля и Трианонов; "Мадам Рекамье",
1800, Лувр), так и более реалистические, приближающиеся к интимным (портреты
четы Серизиа, 1795, Лувр). В 1816 году, после реставрации Бурбонов, Давид был
вынужден уехать в Брюссель. Давид был учителем А. Гро, Ф. Жерара,
Ж. О. Д. Энгра и многих др.
Большая советская энциклопедия.
Ю. К. Золотов.