Петр Дмитриевич Боборыкин (1836-1921) - писатель, театровед,
почетный академик Петербургской АН. В 60-е годы XIX века Боборыкин был заметной
фигурой в литературной и театральной жизни России. Чрезвычайно общительный
Боборыкин поддерживает тесную связь почти со всеми известными русскими
литераторами, с В. В. Стасовым, с будущими деятелями "Могучей кучки", ведущими
актерами императорских театров. Драматические произведения Боборыкина
"В путь дорогу!" (1862-1864), "Ребенок" (1961), "Старое зло" (1861) ставились
в Малом и Александринском театрах. Монография "Театральное искусство" (1872) -
одна из первых в русском театроведении попыток применить данные физиологии и
психологии для обучения профессиональным навыкам актерского мастерства. С конца
60-х годов Боборыкин выступает преимущественно как прозаик. Роман
"Жертва вечерняя" (1868) посвящен широко обсуждавшейся в то время проблеме
женской эмансипации. Роман получил скандальную известность, а Боборыкина
обвинили в безнравственности. Любовно-психологический роман "Лихие болести"
(1876) отразил разочарование русской интеллигенции в связи с неудачей
"хождения в народ".
С середины 70-х годов начинается увлечение Боборыкина натурализмом. Он
знакомится с Э. Золя, Э. Гонкуром, А. Додэ. Интерес к натурализму был вызван
желанием Боборыкина доказать, что многое из того, что сделано на Западе, уже
было сказано русскими писателями. В 80-е годы сотрудничает в журнале
"Вестник Европы", публикуя романы "Китай-город" (1882) - о наступлении
буржуазной эпохи и "Василий Теркин" - о нарождающемся типе мыслящего купца,
который по словам М. Горького, подготовил образ Якова Маякина в "Фоме Гордееве".
С 1914 года Боборыкин живет за границей, его связи с Россией постепенно
ослабевают. Последняя публикация Боборыкина - воспоминания "Итоги старейшего"
(1917).
Марина Уртминцева. "Словарь русской литературы", 1997.