Арнольд Шёнберг (Schonberg) - австрийский композитор, часть жизни
работавший в США; главный представитель и основатель одного из направлений
современной "серьезной" музыки, отличающегося сложностью языка и диссонантностью
звучания, - оно известно под названиями "атональной" или "12-тоновой" музыки
(применяются также термины "додекафония" и "серийная техника"). Шёнберг родился
13 сентября 1874 года в Вене. До 1925 года жил в основном в Вене. В 1925 году
стал профессором композиции в Прусской академии искусств в Берлине и работал там
до 1933 года. Покинув Германию, он переехал в США, где преподавал сначала в
Консерватории Малкина в Бостоне, с 1935 года - в университете Южной Калифорнии,
с 1936 года - в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Умер Шёнберг в
Брентвуде (штат Калифорния) 13 июля 1951 года. Шёнберг был замечательным
педагогом, что способствовало широкому распространению его идей; он создал
целую композиторскую школу (т.н. "новую венскую школу"), которая объединяла
столь выдающихся музыкантов, как А.фон Веберн, А. Берг, Э. Кшенек, Э. Веллес и
Г. Эйслер. Известный учебник по гармонии, выпущенный Шёнбергом в 1911 году
("Harmonielehre"), произвел тем более сильное впечатление, что излагал
традиционное учение о гармонии с точки зрения не школьного педагога, а
действующего современного композитора.
Истоки музыки Шёнберга - в позднеромантическом искусстве Р. Вагнера,
А. Брукнера, Р. Штрауса и Г. Малера. Подобные влияния столь очевидны, что
критики часто не обращают внимания на три других важных качества стиля Шёнберга,
которые противоположны романтической традиции. Во-первых, поздние романтики
развивали свои музыкальные мысли в плотной, насыщенной гармонической ткани, в
то время как Шёнберг, за исключением нескольких ранних сочинений (например,
"Песен Гурре", для солистов, трех хоров и оркестра, 1910-1911), предпочитал
лаконичное изложение идеи, без излишних ее повторений, и ясную, насквозь
прослушивающуюся фактуру. Во-вторых, Шёнберг обладал позитивным складом
мышления, и потому даже наиболее романтические его сочинения (такие, как ранний
секстет "Просветленная ночь", ор. 4) отличаются логичностью развития и
структурной четкостью. В-третьих, для полифонической техники Шёнберга характерны
уверенность и виртуозность, сближающие его не с упомянутыми выше романтиками, а
скорее с И. Брамсом.
Хотя весь путь композитора представляет собой последовательное движение в
избранном направлении, принято выделять три периода (или стиля) Шёнберга.
Сочинения первого периода (ор. 1-10, 12-14) демонстрируют постепенное усложнение
языка, рост диссонантности, но в них все же присутствуют традиционная
тональность и, до определенной степени, традиционная функциональная гармония.
Начиная с фортепианных пьес ор. 11, написанных позже ор. 14, композитор
стремился избегать диатонических последований и применял как равные все
двенадцать тонов хроматического звукоряда, т.е. не делает ни один из них
тональным центром. Третий период начинается с ор. 23: тяготение композитора к
четкой организации музыкального материала вызывает к жизни метод более
универсальный и жесткий, нежели средства, использовавшиеся им ранее. Метод
состоит в организации двенадцати тонов, составляющих октаву, в мелодическую
последовательность, где каждый тон употребляется не более одного раза. Такая
последовательность называется "рядом", или "серией". Для каждой композиции
обычно избирается один "ряд", он может разрабатываться с помощью разного рода
перемещений (транспозиций) и вариаций, но все сочинение обязательно
выстраивается на основе заданного "ряда".
Остается перечислить принципиально важные сочинения Шёнберга, кроме упомянутых
выше, - симфоническая поэма для оркестра "Пеллеас и Мелизанда", ор. 5;
"Камерная симфония", ор. 9; "Пятнадцать стихотворений из книги Стефана Георге
"Книга висячих садов"", ор. 15; одноактная опера "Счастливая рука", ор. 18;
"Шесть маленьких фортепианных пьес", op. 19; "Лунный Пьеро" ("Pierrot Lunaire")
- двадцать одно стихотворение для чтеца и восьми инструментов, ор. 21;
"Пять фортепианных пьес", ор. 23; "Фортепианная сюита", ор. 25; квинтет для
деревянных духовых и валторн, ор. 26; вариации для оркестра, ор. 31;
"Музыкальное сопровождение к киносцене", ор. 34; "Ода Наполеону" для чтеца,
струнного квартета и фортепиано, ор. 41; концерт для фортепиано с оркестром,
ор. 42; четыре струнных квартета, ор. 7, 10, 30, 37.
Belcanto.Ru - в мире оперы