Антонин Пий, Тит Аврелий Фульвий Бойоний (86-161) - римский император из рода
Антонинов, правивший в 138-161 годах.
Антонин принадлежал к богатому и знатному роду Аврелиев, происходившему из
города Немауз Трансальпийской Галлии. Предки его и со стороны отца, и со
стороны матери были люди известные в Риме, не раз назначавшиеся на самые высокие
должности. Отец был консулом, а дед - дважды консулом и префектом Рима. Детство
Антонина прошло неподалеку от столицы на вилле его деда Лории. С ранней юности
он был очень богат, так как наследовал состояния и двоюродных братьев, и отчима.
Кроме того, многие родственники, в награду за его благоговейную любовь, делали
Антонина своим наследником. Он выделялся своей наружностью, славился добрым
нравом, отличался благородством и милосердием, имел спокойное выражение лица,
обладал необыкновенными дарованиями, блестящим красноречием, превосходно знал
литературу, был трезв, прилежно занимался возделыванием полей, был мягким,
щедрым, не посягал на чужое, - при всем этом у него было большое чувство меры и
отсутствие всякого тщеславия. Прозвище свое "Благочестивый" он получил в награду
от сената за то, что всегда проявлял милосердие и не совершил за всю жизнь ни
одного жестокого поступка.
В должности квестора он проявил щедрость, пышно справил свое приорство, а
консулом в первый раз стал в 120 году. Позже Адриан включил его в состав четырех
консуляров, которым поручено было управлять Италией. В бытность частным
человеком он жил большей частью вне города, но повсюду пользовался известностью.
Наблюдая за Антонином в течение многих лет, Адриан в конце концов решил
усыновить его и передать ему по завещанию свою власть. Он сделал это незадолго
до смерти, в 138 году, объявив Антонина своим сотоварищем в проконсульской
власти и трибунских полномочиях. После этого Антонин ничуть не изменил своего
прежнего образа жизни, а когда жена стала упрекать его за то, что он проявил
мало щедрости к своим, он сказал ей: "Глупая, после того как нас призвали к
управлению империей, мы потеряли и то, что имели раньше". И действительно, в
ознаменование своего усыновления он раздал народу и воинам огромные суммы,
истратив на это почти все свое состояние.
К Адриану, пока тот был жив, Антонин относился с глубоким почтением, а после
смерти, несмотря на противодействие сената, добился его обожествления. Для себя
он отклонил все почести, кроме прозвания Пия. Высоту императорской власти он
соединил с величайшей любезностью. Подчиненными ему народами он управлял с
отеческой заботливостью, опекая всех и все, словно это была его собственность.
Во время его правления все провинции процветали.
Образ жизни Антонина не вызывал нареканий; он был бережливым, но без скупости.
Сделавшись принцепсом, он не внес никаких изменений в обиход своей частной
жизни. Лишние предметы роскоши из императорского дворца и поместья он продал и
жил в своих собственных усадьбах попеременно, сообразуясь с временем года. В
отличие от своего предшественника он не предпринимал никаких поездок по
провинциям и даже в Италии, кажется, не бывал нигде далее своих поместий в
Кампании. Тем не менее он пользовался большим авторитетом, как у подданных, так
и у соседних государей. Войны он вел только оборонительные и любил мир в такой
степени, что часто повторял слова Сципиона, говорившего, что лучше сохранить
жизнь одному гражданину, чем убить тысячу врагов.
Антонин любил искусства и науки, но особенно наслаждался рыбной ловлей и охотой,
прогулками и беседой с друзьями. Почувствовав на семидесятом году приближение
смерти, он перепоручил государство своему пасынку Марку Аврелию, после чего
скончался в своем имении в Лории. Жизнь его была настолько беспорочна, а
правление таким мягким, что Антонина сравнивали с Нумой Помпилием, легендарным
царем-праведником (Капитолин: "Антонин Пий"; 1-2, 4, 7, 9, 12).
К.Рыжов. "Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия." - М.: Вече, 1999.