Теодор Жерико (Gericault) (26.9.1791, Руан, - 26.1.1824, Париж),
французский живописец и график. Учился у К. Берне (1808-1810) и П. Герена
(1810-1811), испытал влияние А. Гро. Сохранив от классицизма тяготение к
обобщённо-героизированным образам, Жерико впервые во французском искусстве
выразил присущие романтизму острое чувство конфликтности мира, стремление к
экспрессивному воплощению исключительных событий современности и сильных
страстей. Уже первые произведения Жерико, где отразилась бурная эпоха
наполеоновских войн с её отчаянной бравадой
("Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку", 1812, Лувр,
Париж), чувством растерянности и трагическим концом
("Раненый кирасир, покидающий поле боя", 1814, Лувр), отличаются повышенной
эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором
преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами,
стремительными пастозными мазками. В 1816-1817 годах в Италии под влиянием
классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Жерико
усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка
("Бег свободных лошадей в Риме", 1817, Лувр). Одно из главных произведений
Жерико и всего романтического искусства - "Плот Медузы" (1818-1819, Лувр),
написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту
пассажиров фрегата "Медуза", погибшего по вине правительства) и имевшее большой
общественный резонанс; придавая частному случаю символический смысл, Жерико
показывает сложную гамму человеческих чувств - от мрачного отчаяния до бурного
взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции,
энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени. В
"Портрете двадцатилетнего Делакруа" (около 1819, Музей изящных искусств и
керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом
художнике как независимой эмоциональной личности; в объективности портретов
душевнобольных (около 1822), где изображено разрушительное действие страстей,
заключён истинный гуманизм Жерико. В 1820-1821 годах в Англии Жерико, пораженный
своеобразием её облика и быта, изображает в своих богатых и тонких по цвету
картинах и акварелях, в литографиях ("Большая и малая английские сюиты",
1820-1821) сцены из народной жизни (с безжалостной правдивостью показывая её
социальные контрасты), скачки ("Дерби в Эпсоме", 1821, Лувр). В суровом и
безлюдном "Пейзаже с печью для обжигания извести" (1822, Лувр) будничный мотив -
повод для романтически-напряженного воплощения материальности мира. Жерико -
один из пионеров литографии; сохранились также его скульптурные работы.
В. С. Турчин.