Антуан (Жан Антуан) Ватто (Watteau) (крещен 10.10.1684, Валансьенн,
французская Фландрия, - 18.7.1721, Ножан-сюр-Марн, близ Парижа), французский
живописец и рисовальщик. Сын кровельщика. Около 1702 года приехал в Париж, в
юности работал как копиист. Сближение с живописцами К. Жилло и позднее с
К. Одраном способствовало развитию интереса Ватто к театру и декоративному
искусству. В Люксембургском дворце Ватто изучал картины П. П. Рубенса, чьё
наследие на рубеже 17-18 веков способствовало освобождению французской
художественной школы от догм академизма, насаждавшихся в 17 веке Ш. Лебреном. В
1717 году Ватто получил звание академика за большую картину
"Паломничество на остров Киферу" (Лувр, Париж). В 1719-1720 годах посетил
Англию.
Творческие устремления Ватто положили начало новому этапу в развитии французской
живописи, графики и декоративного искусства. Ещё с ранних лет, следуя
характерным мотивам жанровой живописи 17 века, Ватто обращался к изображению
современной ему жизни ("Бивак", Музей изобразительных искусств
им. А. С. Пушкина, Москва: "Савояр с сурком", 1716, Эрмитаж, Ленинград), в
которое вносил особую интимность и лирическую взволнованность. В зрелую пору
сложились особые, связанные общим содержанием типы сюжетов - театральные сцены и
"галантные празднества". Важную роль в творческом методе Ватто играло
поэтическое воображение; внутренняя жизнь его персонажей раскрывается в особой
сфере влечения в мир мечты, причудливо переплетающегося с обращением к
лирической отзывчивости зрителя. Ватто впервые воссоздал в искусстве мир
тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, порожденных
ощущением несоответствия мечты и реальности. Персонажи картин Ватто - постоянно
повторяющиеся типы, но за их галантной игрой, под маской актёра кроется
бесконечное многообразие оттенков поэтического чувства. В лирических сценах
Ватто, чаще всего представляющих группы фигур на лоне природы, тончайшим
градациям чувств созвучна эмоциональность пейзажа. Группы и персонажи
многофигурных сцен развивают в различных вариациях общую лирическую тему.
Певучесть и прихотливость композиционного ритма проявляется в тонко уловленных
движениях и жестах. Богатство эмоциональных оттенков воплотилось в изысканной
нежности цветовых сочетаний, трепетной игре красочных нюансов, вибрирующих,
изменчивых мазков.
Расцвет творчества Ватто был непродолжителен. На протяжении меньше чем
десятилетия возникли картины "Венецианский праздник"
(Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), "Праздник любви" и
"Общество в парке" (Картинная галерея, Дрезден), "Радости жизни"
(собрание Уоллес, Лондон), "Жиль" (Лувр, Париж), "Мецетен" (Метрополитен-музей,
Нью-Йорк), "Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена" (Картинная галерея, Берлин-Далем).
Ватто не датировал свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от
сравнительно тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (около 1709 года и позже)
к просветлённому золотистому колориту "Паломничества на остров Киферу" (1717),
а в последние годы - к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и
пластической определённости форм ("Вывеска Жерсена", 1720).
Поэтическое очарование отличает и рисунки Ватто, выполненные обычно сангиной
либо в три цвета (итальянский карандаш, сангина, мел) и свидетельствующие о его
острой наблюдательности и глубоком изучении натуры. В рисунках запечатлены
разнообразные типы французского общества, переданы тончайшие оттенки эмоций;
лёгкие штрихи и волнистые линии воссоздают нюансы пластической формы, движение
света, впечатление воздушной среды.
Творчество Ватто открыло новые пути к художественному познанию современной
жизни, к обострённому восприятию лирических настроений и поэзии природы; по
своему содержанию оно шире и богаче искусства рококо, в развитии которого
наследие Ватто (особенно его орнаментальные панно) сыграло важную роль.
Ю. К. Золотов.