Юджин О'Нил (Eugene O'Neill) (1888-1953), американский драматург,
лауреат Нобелевской премии по литературе 1936 года. Родился 16 октября 1888
года в Нью-Йорке. С детства сопровождал родителей-актеров в гастрольных
поездках, сменил несколько частных школ. В 1906 году поступил в Принстонский
университет, но уже через год бросил учебу. За несколько лет О'Нил сменил ряд
занятий - был золотоискателем в Гондурасе, играл в труппе отца, ходил матросом
в Буэнос-Айрес и Южную Африку, работал репортером в газете "Телеграф". В 1912
году заболел туберкулезом, лечился в санатории; поступил в Гарвардский
университет, чтобы заниматься в семинаре по драматургии у Дж.П.Бейкера
(знаменитая "Мастерская 47").
Два года спустя труппа "Провинстаун плейерс" поставила его одноактные пьесы -
"К востоку, на Кардифф" ("Bound East for Cardiff", 1916) и
"Луна над Карибским морем" ("The Moon of the Caribbees", 1919), где в жесткой и
одновременно поэтической манере переданы собственные впечатления О'Нила от
морской жизни. После постановки первой многоактной драмы "За горизонтом"
("Beyond the Horizon", 1919), повествующей о трагическом крушении надежд, он
приобрел репутацию яркого драматурга. Пьеса принесла О'Нилу Пулитцеровскую
премию - этой престижной премией будут награждены также "Анна Кристи"
("Anna Christie", 1922) и "Странная интерлюдия" ("Strange Interlude", 1928).
Ободренный, исполненный творческого дерзания, О'Нил смело экспериментирует,
умножая возможности сцены. В "Императоре Джонсе" ("The Emperor Jones", 1921),
исследующем феномен животного страха, драматическая напряженность значительно
усиливается благодаря непрерывному бою барабанов и новым принципам освещения
сцены; в "Косматой обезьяне" ("The Hairy Ape", 1922) сильно и ярко воплощается
экспрессионистская символика; в "Великом боге Брауне" ("The Great God Brown",
1926) с помощью масок утверждается мысль о сложности человеческой личности; в
"Странной интерлюдии" поток сознания героев забавно контрастирует с их речью; в
пьесе "Лазарь смеется" ("Lazarus Laughed", 1926) используется форма греческой
трагедии с семью хорами в масках, а в "Продавце льда" ("The Iceman Cometh",
1946) все действие сводится к затянувшейся попойке. Прекрасное владение
традиционной драматургической формой О'Нил продемонстрировал в сатирической
пьесе "Марко-миллионщик" ("Marco Millions", 1924) и в комедии "О, молодость!"
("Ah, Wilderness!", 1932). Значение творчества О'Нила далеко не исчерпывается
техническим мастерством - много важнее его стремление пробиться к смыслу
человеческого существования. В его лучших пьесах, особенно в трилогии
"Траур - участь Электры" ("Mourning Becomes Electra", 1931), заставляющей
вспомнить древнегреческие драмы, присутствует трагический образ человека,
пытающегося провидеть свою судьбу.
Драматург всегда принимал активное участие в постановках своих пьес, но в
период с 1934 по 1946 год он отошел от театра, сосредоточившись на новом цикле
пьес под общим названием "Сага о собственниках, обокравших самих себя"
("A Tale of Possessors Self-Dispossessed"). Несколько пьес из этой
драматической эпопеи О'Нил уничтожил, остальные были поставлены после его
смерти. В 1947 году была осуществлена постановка не вошедшей в цикл пьесы
"Луна для пасынков судьбы" ("A Moon for the Misbegotten"); в 1950 году
опубликованы четыре ранние пьесы под общим названием "Утраченные пьесы"
("Lost Plays"). Умер О'Нил в Бостоне (штат Массачусетс) 27 ноября 1953 года.
Написанная в 1940 году на автобиографическом материале пьеса
"Долгий день уходит в ночь" ("Long Day's Journey into Night") была показана на
Бродвее в 1956 году. "Душа поэта" ("A Touch of the Poet"), в основе которой
конфликт между отцом-иммигрантом из Ирландии и дочерью, живущей в Новой Англии,
была поставлена в Нью-Йорке в 1967 году. Недолго продержалась в 1967 году на
Бродвее обработка незаконченной пьесы "Дворцы побогаче"
("More Stately Mansions"). В 1981 году вышла книга "Юджин О'Нил за работой"
("Eugene O'Neill at Work") с рисунками драматурга к более чем 40 спектаклям, в
ней приведено около сотни творческих замыслов О'Нила.
Энциклопедия Кругосвет