Евгений Шварц в большую литературу вошел не сразу. Проведя детство в
Майкопе, он после окончания гимназии в 1914 году поступил на юридический
факультет Московского университета. Однако творческая натура будущего писателя
жаждала иного вида деятельности. Молодой человек увлекся театром. Его актерская
карьера в Театральной мастерской Ростова-на-Дону продолжалась недолго: с 1917
по 1921 год. Затем - переезд в Петроград и начало литературной деятельности.
Евгений Шварц служил сначала секретарем у К. Чуковского, затем сотрудничал в
детских журналах "Чиж" и "Еж". В это время он тесно сошелся с "серапионами".
Так и не став членом "братства", он часто посещал их собрания в качестве гостя.
Может быть, общение с этими энтузиастами пера подвигло Шварца на создание
собственных произведений, которые сегодня по популярности могут соперничать с
произведениями самих "серапионов". В 1923 году в газете "Кочегарка",
издававшейся в городе Бахмут, появились первые фельетоны и сатирические стихи
писателя. Тогда же он вместе с М. Слонимским организовал журнал "Забой".
Первая отдельная книга Шварца - сборник стихов "Рассказ старой балалайки" -
появилась лишь в 1925 году. Вдохновленный этим успешным дебютом, писатель
посвятил детям сказку для театра "Ундервуд", пьесу "Клад" (о
"юных разведчиках народного хозяйства").
Но вершиной его творчества, несомненно, стали переложения сюжетов Андерсена:
"Принцесса и свинопас", "Красная шапочка", "Золушка", "Снежная королева", на
которых выросло не одно поколение детей. Под пером Шварца герои не просто
становятся более "живыми". Они органично сочетаются с реальным миром. Автор
совмещает сказочную поэтику с какими-то бытовыми деталями и делает это столь
искусно, что зритель, читатель безоговорочно принимает героев, нисколько не
сомневаясь в их подлинности. Привычные сказочные стереотипы меняются, и все
соглашаются с новыми условиями сказочного быта. И в этом плане заслуга Шварца
как новатора в пересказе сказочных сюжетов неоценима. "А еще корону надел!" -
возмущается мачеха в адрес короля. Такое поведение "на манер тети Маруси из
соседнего двора" не свойственно сказочным персонажам, но зато как подобные
детали оживляют действие! Король из той же "Золушки" - это не величественный
монарх, восседающий на троне, а обычный человек, который у Шварца просто
работает королем и рассказывает о своих "профессиональных" проблемах: "Вот,
например, Кот в сапогах. Славный парень, умница, но как придет, снимет сапоги и
спит где-нибудь у камина. Или, например, Мальчик-с-Пальчик. Ну все время играет
на деньги в прятки. А попробуй, найди его. Обидно!" Разве это пафос венценосной
особы?! Это всего лишь "суровые будни" королевской жизни.
Неизвестно, подвиг ли Шварца приход фашизма к власти на создание замечательной
трилогии ("Голый король", "Тень", "Дракон") или она стала просто продолжением
пересказов Андерсена. Да, впрочем, и неважно, что послужило стимулом к написанию
этих пьес. Несомненно то, что они занимают место в ряду лучших антифашистских,
антидиктаторских произведений.
С началом Великой Отечественной войны Евгений Шварц стал активным борцом против
фашизма. В 1941 году вышла его пьеса "Под липами Берлина" (в соавторстве с
М. Зощенко). Он вел радиохроники, для которых писал статьи, рассказы, песни,
фельетоны, стихи.
В 1944 году начинается работа над самым личным, исповедальным произведением,
сочинение которого заняло десять лет. Название менялось несколько раз:
"Медведь", "Веселый волшебник", "Послушный волшебник", "Безумный бородач",
"Непослушный волшебник": Пока, наконец, не получилось изящно и просто -
"Обыкновенное чудо". Пьесу ставили во многих театрах страны - и каждый раз с
неизменным успехом. Некоторые критики обвиняли автора в том, за что сейчас бы
его приветствовали - в аполитичности. Да, его герои, чаще всего далеки от
каких-либо политических идей. И в этом заслуга мастера.
Вечные истины - вне политики, вне времени. Они - те законы, по которым должны
развиваться нормальные человеческие взаимоотношения, согласно которым добро
всегда побеждает, истина торжествует, а подлецы получают по заслугам. Торжество
этих законов - цель любого нормального общества. Их соблюдение должны быть
нормой жизни. А их глашатаи достойны славы.
Одним из таких глашатаев и был Евгений Львович Шварц.
Центр развития русского языка