Пабло Пикассо (Руис-и-Пикассо) (Picasso) (25 октября 1881, Малага -
8 апреля 1973, Мужен, Приморские Альпы), французский художник, испанец по
происхождению.
Годы учения.
Учился у своего отца - Х. Руиса, в школах изящных искусств в Ла-Корунье,
Барселоне и в Мадридской академии "Сан Фернандо", увлекаясь французским
искусством, знакомым по репродукциям. Испытал воздействие анархизма. В 1900
году Пикассо впервые приезжает в Париж, с 1904 года живет там постоянно.
Выставляется с 1901 года у "тетушки Вейль" и у А. Воллара. В это время он уходит
от влияния стиля модерн, которое еще долго сохраняется в манере подчеркивать
силуэты фигур, а также в колористической монохромии. Своими "учителями" Пикассо
избирает Ван Гога, Гогена, Сезанна, Тулуз-Лотрека. Он начинает писать яркими
пастозными мазками в манере протофовизма.
"Голубой" и "розовый" периоды.
На годы поездок между Парижем и Барселоной (1901-1904) приходится так называемый
"голубой период": в палитре мастера преобладают голубые оттенки. Для картин
этого периода характерны образы нищеты, меланхолии и печали (Пикассо считал -
"кто грустен, тот искренен"); движения людей замедленны, они словно вслушиваются
в себя ("Любительница абсента", 1901; "Свидание", 1902, обе в Эрмитаже;
"Старый нищий старик с мальчиком", 1903, Музей изобразительных искусств,
Москва). В следующий период, получивший название "розового", появляются сцены
дружбы, любования красотой обнаженного тела. Произведение переходного периода -
от "голубого" к "розовому" - "Девочка на шаре" (1905, Музей изобразительных
искусств, Москва).
Кубизм.
В 1907 году Пикассо создает композицию "Авиньонские девицы"
(Музей современного искусства, Нью-Йорк) - большое панно, персонажи которого -
посетители и девицы публичного дома в барселонском квартале Авиньон
(так полагал поэт А. Сальмон, давший название произведению) - предстают
бесполыми существами, некими устрашающими идолами. В произведении сочетаются
разные стилистические манеры: розовые фигуры персонажей геометризированы, лики
отдельных из них написаны в штриховой манере, имитирующей приемы африканских
скульпторов. "Авиньонские девицы" произвели сенсацию, картина положила начало
многим экспериментам. Вкус к резкой, разрушительной деформации оказался
знаменем нового века. В 1908-1909 годах Пикассо совместно с Ж. Браком, влияя
друг на друга, разрабатывают новый стиль - кубизм, ставший радикальным поворотом
от поисков художественного эквивалента реальности к ее полному пересозданию.
Используются нейтральные, преимущественно охристые, серые, коричневые и
зеленоватые тона, характерные для живописи Сезанна, но заметно "утяжеленные",
помутнелые; они комбинируются в геометрические формулы, обнажая некие
изначальные "прототипы" человеческих фигур, вещей и мира природы
("Королева Изабо", "Дама с веером", обе 1909; "Портрет А. Воллара", 1910, все в
Музее изобразительных искусств, Москва; "Дриада", "Фермерша", "Три женщины",
ряд натюрмортов, 1909-1910, Эрмитаж). Первая стадия кубизма получила
впоследствии название "аналитической". С 1919 года она постепенно перерождается,
и в 1913 году появляется "синтетическая" стадия, для которой характерны большая
цветность форм, стремление к плоскостной трактовке объектов. Начинают
преобладать натюрморты, преимущественно с музыкальными инструментами, трубками и
коробками из-под табака, нотами, бутылками с вином и т. п. - атрибуты, присущие
образу жизни художественной богемы начала века. В композициях появляется
"кубистическая тайнопись": зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имен
возлюбленных, названий улиц, кабачков. Пикассо использует коллаж - вклеивание в
холст реклам, этикеток и вырезок из газет; со временем объем инородного
материала в картине увеличивается (присыпки песком, вмонтирование кусочков
дерева и металла, осколков стекла, использование гипса и т. п.). В
"синтетический" период появляется также стремление к гармонизации колорита,
уравновешенным композициями, которые временами вписываются в овал. В дальнейшем
увлечение кубизмом сходит на нет, однако отдельные его черты продолжают
сохраняться в картинах до конца жизни художника ("Три музыканта", 1921,
Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Неоклассицизм.
Уже в картине "Художник и его модель" (1914) и в ряде рисунков проявился интерес
Пикассо к точным контурам и пластике форм. Через три-четыре года
неоклассицистические и реалистические тенденции становятся явными для всех.
Многих это смущает: новатор, соблазнивший стольких художников, вернулся к
традициям. В прессе появились критические заметки о "художнике-хамелеоне". В
1917 году Пикассо делает декорации для балета "Парад" Э. Сати (текст Ж. Кокто) в
"помпейском стиле". Женитьба на балерине Ольге Хохловой, рождение сына Поля
сопровождаются возвращением к миру ясных, понятных, чуждых драматической
экспрессии форм. Поездка в Италию также усиливает интерес к классике. Некоторые
рисунки мастер делает по фотографиям. Он отходит от гротескной манеры 1900-х
годов, по-иному "активизирует" форму, словно соревнуясь со своим кумиром тех лет
- Энгром (этот период нередко называют "энгровским").
Сюрреализм.
При этом в творчестве мастера сохраняется тенденция к одновременным поискам в
разных направлениях. Так, в середине 1920-х годов он испытывает влияние
сюрреализма - пишет несколько полотен с изображением женщин на пляже, в
трактовке форм которых соединяет геометрическую манеру кубизма с подчеркнуто
витальными элементами. Он продолжает активно заниматься скульптурой, сочетая
впечатления от африканской скульптуры с приемами кубизма и сюрреализма. В 1930
году художник делает серию из 30 офортов к "Метаморфозам" Овидия. В 1930-1937
годах создает "Сюиту Воллара"; в числе ста офортов, продолжающих традиции
Рембрандта и Гойи, - сцены с человекобыком, где легендарный обитатель лабиринта
Минотавр превращается в "миф Пикассо", ибо художник весьма произвольно трактует
древнее сказание.
Война в Испании. "Герника".
В 1937 году симпатии Пикассо - на стороне республиканцев, борющихся в Испании
(серия акватинт "Мечты и ложь генерала Франко", отпечатанная в виде открыток,
разбрасывалась с самолетов над позициями франкистов). В апреле 1937 года
немецкая и итальянская авиация бомбила и разрушила небольшой городок басков
Герника - культурный и политический центр жизни этого свободолюбивого народа.
За два месяца Пикассо создает свою "Гернику" - громадное полотно, которое было
выставлено в республиканском павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже.
Светлые и темные монохромные краски словно передают ощущение от всполохов
пожара. В центре композиции, наподобие фриза, в комбинаторике
кубистическо-сюрреалистических элементов показаны павший воин, подбегающая к
нему женщина и раненая лошадь. Основной теме сопутствуют изображения плачущей
женщины с мертвым ребенком и быком за ее спиной и женской фигуры в пламени с
воздетыми вверх руками. В темноту маленькой площади, над которой висит фонарь,
протягивается длинная рука со светильником - символом надежды.
Послевоенный период.
В 1944 году Пикассо становится членом Французской компартии; в первом
послевоенном Салоне освобождения для его произведений отводится целый зал. В
1950 году он рисует знаменитого "Голубя мира", в 1951 году пишет картину
"Война в Корее" (собрание семьи художника). В 1947 году Пикассо приезжает в
городок Валлорис - традиционный центр керамики на юге Франции. Он изготавливает
здесь блюда и сосуды самых разнообразных форм, способствуя возрождению
традиционного ремесла. Перед старинным романским собором на торговой площади
устанавливается статуя его работы "Человек с ягненком" (1942-1944); в крипте
храма помещаются живописные панно "Война" и "Мир" (1952). В 1956-1957 годах
Пикассо исполняет панно для здания ЮНЕСКО в Париже. Создает ряд произведений для
Музея Гримальди в Антибе, который вскоре получает название "музей Пикассо". В
1960-е годы Пикассо пишет своеобразные вариации на темы прославленых картин
знаменитых мастеров прошлого ("Менины" Веласкеса, "Расстрел повстанцев" Гойи,
"Завтрак на траве" Мане и др.). Трактуя их в гротескно-кубистическом стиле,
художник дает волю своей неуемной фантазии, убирая фигуры или добавляя
вымышленные. Написанные небрежно холсты "позднего Пикассо" представляют любимые
им сцены: художник и модель, образы античной мифологии, натюрморты, цирковые
мотивы и мотивы боя быков; часто он обращается к женскому портрету. Пикассо
оказал громадное влияние на художников всех стран, став самым известным мастером
в искусстве 20 века.