Capa Бернар (Bernhardt), (22.X.1844, Париж, - 26.III.1923, там же) -
французская актриса. Родилась в семье инженера. По окончании драматических
классов Парижской консерватории (училась у Прово и Сансона) в 1862 году
дебютировала в театре "Комеди Франсез" в "Ифигении в Авлиде" Расина. Затем
работала в театрах "Жимназ", "Порт-Сен-Мартен", "Одеон", где с большим успехом
сыграла роли Занетто ("Прохожий" Коппе, 1869), Королевы ("Рюи-Блаз" Гюго, 1872)
и др. В 1872-1880 годах Бернар снова в театре "Комеди Франсез", где она в 1877
году становится сосьетеркой. Бернар играла роли молодых героинь в классическом
и современном репертуаре: Федра, Андромаха (одноименные произведения Расина),
Заира (одноименное произведение Вольтера), Дездемона; донья Соль ("Эрнани"
Гюго), Берта ("Дочь Роллана" де Борнье, 1875), Постумия ("Побеждённый Рим"
Пароди, 1876) и др. С 1880-х годов Бернар играла преимущественно в пьесах
современных драматургов. Для неё пишут В. Сарду ("Теодора", 1884, "Тоска",
1887, "Колдунья", 1903), Э. Ростан ("Принцесса Греза", 1895, "Самаритянка",
1897, "Орлёнок", 1900). Особенным успехом пользовалась Бернар в пьесах
А. Дюма-сына; одной из лучших ролей актрисы была Маргарита Готье
("Дама с камелиями", 1881). В этот период Бернар сыграла также Гамлета (1899) и
Лорензаччо (1896) в одноименных произведениях Шекспира и Мюссе. Станиславский
считал искусство Бернар примером технического совершенства. Бернар обладала
красивым голосом, отточенной дикцией, пластичностью; однако виртуозное
мастерство, изощрённая техника, наблюдательность, художественный вкус, умение
порой дать социальную характеристику (роль Маргариты Готье) сочетались у Бернар
с искусственностью, нарочитой эффектностью игры. "Каждый вздох Сары Бернар, ее
слезы, ее предсмертные конвульсии, вся ее игра,- писал Чехов, - есть не что
иное, как безукоризненно и умно заученный урок". В период политической реакции
конца 19 века в искусстве Бернар появляются черты декадентства, мистицизма.
Творчество Бернар - пример воздействия кризиса буржуазной культуры конца 19 -
начала 20 веков на актёрское искусство, теряющее пафос и героику. Бернар
гастролировала за границей, выступала во многих театрах Европы и Америки; 3
раза посетила Россию (1881, 1892, 1908). В 1893 году Бернар приобрела театр
"Ренессанс", а в 1898 году - театр на площади Шатле, который получил название
"Театра Сары Бернар".
Театральная энциклопедия.