Марк Матвеевич (Мордух Матысович) Антокольский
[21 октября (2 ноября) 1843, Вильнюс - 26 июня (9 июля) 1902, Бад-Хомбург,
Германия], российский художник. Крупнейший мастер русской скульптурной школы
2-й половины 19 века. Выходец из небогатой семьи владельца харчевни. Учился в
петербургской Академии художеств (1862-1868) у Н. С. Пименова. Жил в Петербурге,
с 1871 года - в Италии, с 1877 года - в Париже. Участвовал в выставках
Товарищества передвижников, с большой симпатией относясь к их поискам "правды в
искусстве", противостоявшей обветшавшим канонам академизма. Ранние небольшие
горельефы Антокольского (из дерева или кости) с теплым юмором воплощают
характерные типажи еврейского провинциального быта ("Портной", 1864; "Скупой",
1865; оба в Русском музее). Главной его темой вскоре становится русская история,
крупнейшие ее фигуры, личности которых он стремится раскрыть во всей их
драматической сложности. Добиваясь острой психологической выразительности
деталей и общего силуэта, он выдвигается в число крупных
скульпторов-монументалистов своего времени. Наибольшей известностью пользуются
созданные им образы Ивана Грозного, погруженного в тяжкое раздумье (1871,
бронзовый вариант в Русском музее, мраморный, 1875 - в Третьяковской галерее), и
Петра I (1872; бронзовая статуя установлена как памятник в Петродворце,
Таганроге и Архангельске), фигура последнего полна горделивого могущества,
воспринимается как символ России, открывающей новоевропейский этап своей
истории. С годами в творчестве Антокольского усиливаются черты философского
раздумья. Следуя типичной для европейской скульптуры того времени тенденции к
максимально "живой" форме, он создает произведения обобщенно-символического
характера, стремясь изобразить не столько конкретных исторических персонажей,
сколько пластические примеры нравственных поисков, сомнений и озарений духа.
Таковы его "Христос перед судом народа" (бронзовый вариант - 1874),
"Смерть Сократа" (1875), "Спиноза" (1882), "Мефистофель" (1883, все - Русский
музей), "Христианская мученица" ("Не от мира сего", 1887,
Третьяковская галерея). Моделировка этих произведений - обычно в окончательном
варианте исполнявшихся в белом мраморе - достигает особой нервной тонкости. Они
в значительной мере предваряют скульптуру символизма. И в поздний период
Антокольский, хотя и реже, обращается к мотивам русской истории, создавая такие
эпические композиции, как горельеф "Ярослав Мудрый" (майолика, 1889),
"Нестор-летописец" (мрамор, 1890), "Ермак" (бронза, 1891, все - Русский музей).
Антокольский - автор ряда надгробий (М. А. Оболенской в Риме, 1877;
Ф. М. Дмитриева в Москве, 1888, оба - мрамор, и др.) и портретных бюстов, в том
числе критика В. В. Стасова (бронза, 1873, Третьяковская галерея), с которым его
связывали долголетняя дружба и переписка. В своих письмах и статьях (собраны
под редакцией Стасова в сборнике 1905 года) называл своими идеалами
"искренность" и "душу в искусстве". Его суждения о кризисе современной ему
художественной культуры близки эстетике Л. Н. Толстого.
М. Н. Соколов