Поль Сезанн (Cezanne) (19 января 1839, Экс-ан-Прованс - 22 октября 1906,
там же), французский живописец.
Юность. Годы учения.
Учился в коллеже в Эксе вместе с Э. Золя, с которым впоследствии долго был
дружен. После завершения учебы в 1858 году работал в конторе своего отца -
провинциального финансиста, одновременно посещал Муниципальную школу рисования.
В 1861 году Сезанн впервые отправляется в Париж, проваливается на вступительных
экзаменах в Школу изящных искусств. После кратковременного пребывания на родине
и работы в банке вновь возвращается в Париж, посещает т. н. академию Сюиса
(1862-1865), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру.
Внимательно следит за художественной жизнью, посещает знаменитое кафе Гербуа, в
котором часто собираются художники. Среди кумиров современности - Э. Делакруа и
Г. Курбе. Копировал картины старых мастеров в Лувре, преимущественно Веронезе,
Тинторетто, Караваджо, Креспи. Специального художественного образования Сезанн
не получил и был самоучкой, так как не желал подчиняться догмам академического
искусства.
Сезанн, Мане и импрессионисты.
Через Золя знакомится с художниками Э. Мане, а также К. Писсарро, К. Моне,
О. Ренуаром и др., будущими представителями импрессионизма. Участвовал в
выставках импрессионистов 1874 и 1877 годов, однако не разделял их установки на
фиксацию мимолетных состояний природы. Как и Мане, вариации на темы картин
которого он создавал ("Завтрак на траве", 1869-1870, частное собрание, Париж;
"Новая Олимпия", Музей д'Орсе, Париж), Сезанн хотел следовать традициям старых
мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал
два декоративных панно "Весна" и "Осень" (1859-1862, Пти-Пале, Париж).
Ранний период (1860-гг.).
Творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический характер: сцены
насилия ("Убийство", 1867-1870, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрморты типа
"суета сует" ("Натюрморт с черепом и подсвечником", 1865-1867, частное собрание,
Швейцария), эротические видения ("Оргия", 1864-1868, частное собрание, Париж).
Произведения Сезанна трудно датировать, так как он редко выставлялся и не
ставил сам дат на холсте. В числе значительных работ раннего периода -
"Портрет отца" (1867 (?), частное собрание), довольно большого размера
(198х118 см). Видимо, этот портрет должен был доказать отцу, что художник
окончательно утвердился в выборе своей профессии. В "Девушке у пианино"
(ок. 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно
напоминать об отце. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая
музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ века
(другое название картины - "Увертюра к Тангейзеру"). На рубеже 1860-70 годов
начинается тема "купальщиц" и "купальщиков", которая станет важной в последующие
десятилетия.
Творчество 1870-х годов.
В начале 1870-х годов Сезанн сближается с Мари-Гортензией Фике, вскоре рождается
сын Поль (это будущие модели художника). Семья живет в Понтуазе и Овере близ
реки Уазы, где складывается, помимо Аржантея, еще одна "малая столица
импрессионизма"; тут работают Писсарро и Гийомен. Под влиянием Писсарро художник
начинает писать этюды на пленэре, овладевает техникой мелкого мазка. Наиболее
импрессионистическая картина этого периода - "Дом повешенного" (1873, Музей
д'Орсе, Париж). Уроки Писсарро были важны и потому, что он уделял большое
внимание пространственной организованности пейзажа. Сезанн желал конструировать
мир, передавать его устойчивые, непреходящие черты; его не интересовали динамика
окружающей среды и изменчивость цвета в атмосфере. Свой творческий принцип,
выработанный им во 2-й половине 1870-х годов, он назвал "воплощением",
реализацией. Пространственные планы мало интересуют Сезанна, он стягивает все
изображение в единое живописное поле, так что отдельные перспективные зоны как
бы наплывают друг на друга, сливаются. Порой он использует приемы обратной и
сферической перспективы. Абсолютно прямые линии редки в его картинах: они то
изгибаются, то наклонны. Увлекаясь все более акварельной живописью, он
переносит отдельные ее приемы и в технику масляной живописи, пишет на белых,
специально негрунтованных холстах, красочный слой становится у него все более
облегченным, как бы светящимся изнутри. Краски Сезанна - это градации (по его
словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и,
естественно, белого. Лепка форм становится лаконичнее, конструктивно обобщеннее.
Автопортреты и натюрморты.
В 1870-е годы начинается серия автопортретов. От "Автопортрета в фуражке"
(ок. 1874, Эрмитаж) с его некоторой "диковатостью" и "японизацией" изображения
глаз он переходит к созданию обобщенных образов ("Автопортрет", ок. 1880,
частное собрание, Винтертур). В натюрморте "Ваза с фруктами" (1878, частное
собрание, Париж) зритель видит вазу как бы в профиль и одновременно несколько
сверху. Совмещение разных точек зрения на объект при его изображении -
излюбленный прием Сезанна. В отличие от импрессионистов, любивших изображать
прогулки и пикники на природе, у Сезанна никогда в ландшафтах не видно людей;
его многочисленные пейзажи, исполненные в Понтуазе, пустынны; более того, в
желто-охристых кристаллах домов словно не подразумевается жизнь; это некие
саркофаги духа среди пышной южной растительности. Природа выступает сама по
себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. Характерно, что в это время
Сезанн начал интересоваться геологией. Частым мотивом его пейзажей становится с
1880-х годов гора Сент-Виктуар, видная из окон и с террасы его мастерской в
пригороде Экса, где художник жил до конца жизни, получив прозвище "отшельник из
Экса".
Поздний период.
На рубеже 1880-1890 годов Сезанн все больше увлекается т. н. фигурными жанрами.
Композиция "Пьеро и Арлекин" (1888, Музей изобразительных искусств, Москва)
сюжетно посвящена празднику "марди гра" - последнему дню карнавала перед постом.
Пять вариантов композиции "Игроки в карты" (1890-1892, возможно, 1890-1896)
инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. В середине
1890-годов Сезанн начинает работать над портретами ("Портрет А. Воллара", 1899,
Пти-Пале, Париж; "Портрет Г. Жеффруа", 1895, Музей д'Орсе, Париж), которые
требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались
незавершенными. Многие холсты позднего Сезанна остались незаконченными, в т. ч.
и его итоговая композиция "Большие купальщицы" (1898-1905, Музей искусств,
Филадельфия), призванная завершить большой цикл и ритмически строго выверенная.
Сезанн писал свои обнаженные натуры по воображению, фигуры его часто
деформированы, экспрессивны, поставлены в надуманные позы и группы. Слава
приходит к Сезанну в конце жизни. В Экс начинается паломничество художников,
коллекционеров и критиков. Воздействие его искусства сказалось на творчестве
П. Гогена и художников группы "Наби", фовистов и кубистов, русских "сезаннистов"
из "Бубнового валета". Сезанна рассматривали порой как "художника для
художников" и представителя "чистой живописи", иногда же, напротив, как
создателя своего рода философской концепции мира и искусства.
В. С. Турчин