Дезидерий Эразм Роттердамский (Desiderius Erasmus Roterdamus)
(28 октября 1467, Роттердам - 11 июля 1536, Базель), богослов, философ, филолог,
педагог, виднейший представитель "христианского гуманизма".
Образование.
Незаконнорожденный сын священника, Эразм первоначальное образование получил в
школе "братьев общей жизни" в Девентере. В 1486 году он стал монахом, вступив в
братство регулярных каноников-августинцев. Шесть лет Эразм провел в монастыре,
изучая древние языки, античных и раннехристианских писателей. Затем он продолжил
образование в Париже, где познакомился не только с богословской мыслью поздней
схоластики, но и с устремлениями гуманистической культуры. Большое влияние на
Эразма оказали труды итальянского филолога-гуманиста Лоренцо Валлы, идеи
флорентийской Платоновской академии. В 1499 году Эразм впервые посетил Англию,
где завязал отношения с оксфордскими гуманистами и Т.Мором.
"Философия Христа".
Общеевропейскую известность Эразму принесло первое издание в 1500 году "Адагий"
- собрания поговорок, или крылатых слов, найденных у античных и
раннехристианских писателей и рассматриваемых в качестве реликтов стародавней
мудрости, наставления которой, как стремился показать Эразм, не утратили своей
актуальности. В 1501 году был написан религиозно-этический трактат
"Оружие христианского воина" (1504), в котором сформулированы основные принципы
эразмианской "философии Христа" (или "небесной философии"), подчеркивавшей в
христианстве не обрядовую сторону, а нравственное преображение человека в
соответствии с Христовыми заповедями.
В Италии и Англии.
С 1506 по 1509 год Эразм жил в Италии, в туринском университете был удостоен
степени доктора богословия, а находясь в Венеции, тесно сотрудничал с
прославленным книгоиздателем А. Мануцием. Затем несколько лет он провел в
Англии, читал лекции в Оксфорде. В гостях у Мора в Лондоне (1509) Эразм закончил
прославившую его философскую сатиру "Похвала Глупости" (1511): в этом
произведении в шутливо-серьезном автопанегирике Глупости он критиковал принятый
уклад жизни, нравы и обычаи общества и вместе с тем проводил гуманистические
идеи.
Базельский период.
Со временем Эразм приобрел широкую известность и славу, став в глазах
образованного европейского общества главой так называемой "республики ученых".
С его мнением считались не только в вопросах научных и литературных, но также в
религиозных и политических, ему охотно помогали меценаты, предлагали свое
покровительство светские государи и князья церкви. Однако с 1514 года Эразм
предпочел обосноваться в швейцарском городе Базеле, где прожил до конца своих
дней. В этом городе у Эразма сложились дружеские отношения с типографом
И. Фробеном, ставшим его главным издателем. Откликаясь на развернувшиеся в
ренессансной политической литературе дискуссии о типе идеального монарха, Эразм
в 1515 году написал "Наставление христианского государя" (1516). В 1516 году он
сочинил (в жанре речи) и издал "Жалобу мира", в которой с позиций гуманизма
показывал пагубность завоевательных войн, приносивших неисчислимые бедствия
народам Европы.
Переводы с греческого.
Большое место в творчестве Эразма занимали переводы с греческого на латынь
античных и раннехристианских авторов - Еврипида, Лукиана, Оригена, Иоанна
Златоуста. Эразм также способствовал изданию текстов древних писателей. Он
опубликовал вместе с собственными комментариями творения Иеронима, автора
латинского перевода Библии ("Вульгаты", конец IV в.). Особо важное значение
имело предпринятое им в 1517 году издание греческого текста "Нового Завета", а
затем его новый перевод на латинский язык (1519), сопровождаемый обширными
пояснениями и существенно отличающийся от "Вульгаты", что вызвало нарекания со
стороны ревнителей католической ортодоксии.
Полемика с Лютером.
Некоторое время Эразму удавалось держаться в стороне от бушевавшей в Германии
идеологической борьбы, вызванной Реформацией, несмотря на желание обеих сторон
привлечь его в свой лагерь. Однако в 1524 году, опубликовав трактат
"О свободе воли", Эразм оказался вовлеченным в полемику с Лютером, который в
ответном сочинении "О рабстве воли" (1525) отстаивал тезис, прямо
противоположный тезису Эразма. Продолжая спор с Лютером, ученый опубликовал еще
несколько сочинений, в их числе "О желанном церковном согласии" (1533).
"Разговоры запросто".
Ряд сочинений Эразма посвящен проблемам воспитания. В течение многих лет
(1518-33) он работал над главным своим этико-педагогическим сочинением
"Разговоры запросто", пополняя его все новыми диалогами, в которых образование
рассматривалось в его связи с формированием нравственно ответственной личности.
О. Ф. Кудрявцев