Пров Михайлович Садовский (настоящая фамилия - Ермилов)
11(23).X.1818, Ливны - 16(28).VII.1872, Москва]. Родоначальник театральной
семьи. После смерти отца с 9 лет воспитывался братьями матери, видными
провинциальными актёрами - Г. В. и Д. В. Садовскими (отсюда псевдоним
Садовский). В 1832 году поступил в Тульскую труппу (для которой ранее
переписывал роли). Играл в театрах Калуги, Рязани, Воронежа, Казани и других
городов.
В 1839 году, благодаря поддержке М. С. Щепкина (который в 1838 году видел
Садовского на сцене Казанского театра и отметил его игру), дебютировал в Малом
театре в водевильных ролях (Жанно Вижу, Нац, Емельян - "Любовное зелье",
"Дезертир", "Хороша и дурна, и глупа, и умна" - переделки
Д. Т. Ленского с французского).
Садовский играл в Малом театре до конца жизни. Первые роли - в переводных
водевилях, комедиях, драмах и мелодрамах. Критика отмечала Садовского как
отличного комика, "простака" и характерного актёра; у него находили "бездну
натуры", наивность, непосредственность, живость, непринуждённую весёлость и
необыкновенный юмор. Не стремясь смешить, не прибегая к шаржу, Садовский
держался серьёзно, достигая этим необычайного комизма. Большой успех Садовскому
принесли водевильные характерно-бытовые роли: Филатка ("Филатка и Мирошка -
соперники" Григорьева 2-го, 1839), Пустославцев ("Лев Гурыч Синичкин"
Д. Ленского, 1841), Петухов ("Что имеем не храним, потерявши плачем" Соловьёва,
1843). В произведениях переводной классической драматургии Садовский играл роль
Шута ("Король Лир", 1843), Журдена, Скапена ("Мещанин во дворянстве", 1844,
"Мнимый больной", 1846, и "Скапеновы обманы", 1849, Мольера). Расцвет
сатирического таланта Садовского связан с его выступлениями в новом русском
реалистическом репертуаре. Образы Садовского заняли видное место в сценической
истории пьес Гоголя. Первые роли - Ходилкин (Анучкин) и Подколёсин ("Женитьба",
обе в 1843), Замухрышкин ("Игроки" Гоголя, 1843). М. С. Щепкин считал, что
Садовский был единственным актёром, который сразу "постиг тайну гоголевского
языка". Его философствующий Подколёсин, крайне нерешительный и по-детски
наивный, казался особенно комичным. Среди лучших ролей Садовского -
Осип ("Ревизор", 1845). В 1850-е годах играл в пьесах И. С. Тургенева,
А. В. Сухово-Кобылина, А. Ф. Писемского. Дарование Садовского, основанное на
простоте и правде, глубоком знании русской жизни, раскрылось в пьесах А. Н.
Островского, занявших центральное место в творчестве Садовского. В Островском
актёр нашёл своего драматурга, а тот в нём - сподвижника и великолепного
исполнителя, утверждавшего на сцене школу естественной и выразительной игры. С
конца 1840-х годов Садовский сблизился с кружком московских литераторов,
артистов и музыкантов, куда входил и Островский. Активный пропагандист
творчества великого драматурга, Садовский познакомил различные общественные
круги Москвы с комедией "Банкрот" ("Свои люди - сочтёмся"), вызвал интерес к
писателю-новатору у передовой молодой части труппы Малого театра, содействовал
своей игрой успеху и утверждению его пьес в театре. В первых постановках 28
пьес Островского на сцене Малого театра Садовский исполнил 29 ролей. В первой
же роли Русакова ("Не в свои сани не садись", 1853) Садовский поразил
жизненностью поведения. Типичные образы создал Садовский, играя роли
взяточников-чиновников - Беневоленского ("Бедная невеста", 1853), Юсова
("Доходное место", 1863). Исполняя роль Любима Торцова ("Бедность не
порок", 1854), которая была шедевром артиста, Садовский создал драматичный образ
человека, страдающего от своего падения, но непримиримого к насилию и
хищничеству. Садовский мастерски играл роли купцов-самодуров, создавая
сатирические характеры: Тит Титыч ("В чужом пиру похмелье", 1856, и
"Тяжёлые дни", 1863), Дикой ("Гроза", 1859), Курослепов ("Горячее сердце", 1869)
и др. В образе Подхалюзина ("Свои люди - сочтёмся", 1861) Садовский убедительно
показал превращение своего героя из угодливого приказчика в купца-накопителя.
Позднее (1869) в этой пьесе Садовский сыграл роль Болыпова. Драматическая
сторона дарования Садовского раскрылась в роли Краснова ("Грех да беда на кого
не живёт", 1863 и 1867). В творчестве Садовского глубина и тонкость социальной и
психологической характеристик сочетались с выразительностью внешнего бытового
рисунка роли. Крупнейший представитель искусства Малого театра, Садовский был
мастером русской речи, раскрывал образ прежде всего через слово, тщательно
разрабатывал текст роли. Чёткая дикция, гибкий голос помогали актёру находить
для каждого персонажа свою мелодию и ритм речи, особенности произношения.
Садовский славился также мимическим мастерством, выразительностью пауз, полным
слиянием с образом.
Садовский был первым исполнителем на сцене Малого театра следующих ролей:
Расплюев ("Свадьба Кречинского", 1855), Дурнопечин, Ананий и Митрич
("Ипохондрик", 1857, "Горькая судьбина", 1863, и "Самоуправцы", 1866,
Писемского). Сатирически обрисовывая образ пройдохи и шулера Расплюева,
Садовский в то же время показывал и его человеческие черты, создав традицию
исполнения этой роли. Тонкостью отделки отличались образы Ступендьева и Иванова
("Провинциалка", 1856, и "Нахлебник", 1862, Тургенева). С большим юмором
Садовский исполнял роли в комедиях Мольера (Жеронт - "Проделки Скапена", 1866,
Сганарель - "Лекарь поневоле", 1866, Жорж Данден - в одноименной пьесе, 1866,
Пурсоньяк - в одноименной пьесе, 1867, Сганарель - в одноименной пьесе, 1869),
Шекспира (Баптиста - "Укрощение строптивой", 1865), Кальдерона (Бенито - "Сам у
себя под стражей", 1866). Выступал также в операх. Садовский принимал
деятельное участие в организации московского "Артистического кружка" (1865) и
его спектаклей; играл в них. В творчестве Садовского, продолжившего и развившего
щепкинские традиции в сценическом искусстве, проявились национальные особенности
русского сценического реализма: простота, естественность, тесная связь с жизнью,
тенденция к социально-бытовой обрисовке характера, раскрытию его национальной
специфики, внимание к внутреннему миру человека, отношение к слову как к
основному средству характеристики образа. Искусство Садовского оказало
воздействие на целую плеяду русских актёров. Садовский был автором
юмористических рассказов и превосходным рассказчиком.
Другие роли: Хватайко ("Ябеда" Капниста, 1845), Пролетов и Бурдюков ("Тяжба"
Гоголя, 1846 и 1859), Городничий (1858), Скотинин ("Недоросль", 1859), Горич
("Горе от ума", 1862), Барсуков ("Утро делового человека" Гоголя, 1863), Мякишев
("Расточитель" Лескова, 1868); в пьесах Островского: Смуров ("Утро молодого
человека", 1853), Агафон ("Не так живи, как хочется", 1854), Пузатов ("Картина
семейного счастья", 1857), Неуеденов ("Праздничный сон - до обеда", 1857), 1-й
кучер ("Не сошлись характерами", 1858), Густомесов ("Старый друг лучше новых
двух", 1860), Потапыч ("Воспитанница", 1863), Хрюков ("Шутники", 1864), Шалыгин
("Воевода", 1865), Бессудный ("На бойком месте", 1865), Боровцов ("Пучина",
1866), Минин ("Козьма Захарьич Минин-Сухорук". 1867), Осипов и Щелкалов
("Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский", 1867), Сеитов ("Тушино", 1867),
князь Воротынский ("Василиса Мелентьева" Островского и С. А. Гедеонова, 1868),
Мамаев ("На всякого мудреца довольно простоты", 1868), Ахов ("Не все коту
масленица", 1871), Восмибратов ("Лес", 1871); роли в западной классике: Дромио
Сиракузский, мистер Пэдж, Мальволио ("Комедия ошибок", 1852, "Виндзорские
проказницы", 1866, "Двенадцатая ночь", 1867, Шекспира). Другие роли в водевилях
и комедиях русских авторов: Ушица ("Дочь русского актёра" Григорьева 1-го,
1844), Разгильдяев ("Вицмундир" П. Каратыгина, 1846), Безмерин ("Хорош
Петербург, да друзья одолели" Григорьева 2-го, 1848), Мордоплюев ("Жених из
ножевой линии" Красовского, 1853), Ладыжкин ("Жених из долгового отделения"
Чернышёва, 1859), Билкин ("Омут" Владыкина, 1861), Делакторский ("Испорченная
жизнь" Чернышёва, 1862), Побединский ("Мишура" А. Потехина, 1862).
Партии: Фрелаф("Аскольдова могила" опера Верстовского, 1846), Фаддей
("Мельник - колдун, обманщик и сват" комическая опера Аблесимова, музыка
Фомина, 1855), Стикс ("Орфей в аду" опера-фарс Оффенбаха, 1865) и др.
Е. Фил.