Элеонора Дузе (Duse), (З.Х.1858, Виджевано, Италия, - 21.IV.1924,
Питсбург, США) - итальянская актриса. Дузе была внучкой крупного актёра
диалектального театра, одного из преобразователей комедии дель арте, отец
- Алессандро Дузе - актёр небольшой труппы, странствовавшей по городам Италии.
Выступать на сцене Дузе начала с 4 лет, играла Козетту в спектакле "Отверженные"
по Гюго. В 1873 году 15-летняя Дузе с успехом сыграла Джульетту. Первое
серьёзное признание Дузе принесло исполнение роли Терезы Ракен (1879,
одноименное произведение Золя) на сцене театра Фьорентини в Неаполе (труппа
Эмануэля). В 1880-1886 годах Дузе с труппой Ч. Росси успешно гастролировала по
Италии. В 1887 году организовала собственную труппу (под руководством Ф. Андо).
В конце 1880-х годов Дузе становится самой популярной актрисой Италии и начинает
серию заграничных гастролей, которые приносят ей триумфальный успех (Австрия,
Германия, Англия, Дания, Швеция, Норвегия, Россия, Франция, Швейцария, Испания,
Португалия, Египет, США и страны Южной Америки). В 1891-1892 годах и в 1908 году
играла в России. Искусство Дузе высоко ценили А. П. Чехов, И. Е. Репин,
К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко и другие выдающиеся деятели
русской культуры.
Из ролей Дузе в классическом репертуаре наиболее значительные: Джульетта,
Клеопатра ("Ромео и Джульетта", "Антоний и Клеопатра" Шекспира), Мирандолина.
Исполнение роли Клеопатры (1888) определило склонность Дузе к тонкой
психологической характеристике, раскрытию противоречивых сторон характера.
Клеопатра-Дузе сочетала искренность и коварство, нежность и иронию, великодушие
и жестокость, образ этот был отмечен неподражаемой грацией, обаянием.
Определяющим для творчества Дузе стал современный репертуар. Она первая в Италии
начала играть Ибсена: Нора; Гедда Габлер (одноименные произведения), Ребекка
Вест ("Росмерсхольм"), Эллида ("Женщина с моря"). В 1905 году в парижском
теаре "Творчество" Дузе сыграла роль Василисы в пьесе Горького "На дне". Большое
место в репертуаре Дузе занимали роли в драмах А. Дюма-сына, В. Сарду,
А. Мельяка и Л. Галеви, А. Пинеро, Г. Зудермана и др. Выступая в этих пьесах, Д. углубляла,
обогащала образы, лишь намеченные авторами. Она раскрывала психологию своих
современниц, рассказывала о страдальческой судьбе женщины в буржуазном обществе,
выражала в созданных ею сценических образах страстный и скорбный протест против
лицемерия и жестокости буржуазной морали. Лучшая роль Дузе в современной
переводной драматургии - Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына). Дузе
играла в современных пьесах итальянских веристов: Сантуцца ("Сельская честь"
Верги), Эмма ("Грустные влюблённые" Джакозы), графиня Евгения, Юлия
("Влюблённая", "Идеальная жена" Праги). Дузе прославила имя Г. Д'Аннунцио; в его
претенциозных, декадентских пьесах она играла: Анну ("Мёртвый город"),
Франческу ("Франческа да Римини"), Сильвию ("Джиоконда") и др. Дузе играла также
и в пьесах М. Метерлинка (Монна Ванна - одноименное произведение). Искусство
Дузе поражало силой убедительности и неизъяснимой прелестью. Простота,
человечность, обаятельная женственность - характерные черты творчества
замечательной актрисы. По сравнению со своими предшественниками - великими
итальянскими актёрами начала и середины 19 века (Г. Модена, А. Ристори,
Э. Росси, Т. Сальвини) - Д. казалась более нервной, мятущейся, жизненный ритм её
героинь отличался особым напряжением. Душевный надлом, ощущение непрочности
жизненных устоев, неудовлетворённость настоящим и страх перед будущим, острое
чувство одиночества, тоска, внутренний разлад - характеризуют большинство
образов, созданных Дузе. Но, несмотря на известное влияние модернизма и
декадентства, Дузе сохраняла верность гуманному и демократическому искусству
своих предшественников. Она утверждала красоту и благородство человеческой души,
отстаивала право и достоинство женщины. Образы, созданные Дузе, были окрашены
особым колоритом, проникнуты индивидуальностью самой актрисы, исполнены
задушевности, лиризма, необыкновенной женственности. Психологический реализм
актрисы связан с большими идейными задачами, стремлением Дузе выразить в
искусстве значительные мысли, передать истинные,чуждыe всякого внешнего эффекта,
чувства, переживания людей. Дузе обладала тонкой интуицией, она несла со сцены 3
искусство жизненной правды, захватывала зрителей заразительным темпераментом.
Исполнение Дузе отличалось виртуозной сценической техникой, но техника эта
никогда не становилась самоцелью - она использовалась Дузе для глубокого и
тонкого раскрытия внутреннего мира её героинь. Длительная, вдумчивая работа
Дузе над ролью не была заметна зрителям; игра актрисы казалась импровизацией
художника. Разочарование в буржуазном театре, тяжёлые личные переживания
вынудили Дузе в 1909 году оставить сцену. В 1916 году вышел фильм "Пепел"
(по роману Деледды) с участием Дузе. В 1921 году материальные трудности
заставили Дузе снова вернуться в театр. Лучшая роль этого периода - фру Альвинг
(1921). После захвата власти в Италии фашистами Дузе покинула родину,
отказавшись от выгодных предложений, которые были ей сделаны.