Катерино Альбертович Кавос [ЗО.10(10.11).1775 - 28.4(10.5).1840]
- русский композитор, дирижёр, вокальный педагог. По национальности итальянец.
Отец архитектора А. К. Кавоса. Ученик Ф. Бьянки. Свыше 40 лет жил и работал в
России (с 1797 года), посвятив себя работе в театре. Музыкальную деятельность
начал в 1797 году в Итальянской опере в Петербурге. С 1806 года - композитор и
дирижёр русской оперы, с 1821 года - инспектор, с 1832 года -"директор музыки"
императорских театров. Автор 2 вариантов оперы "Леста, или Днепровская русалка"
(первая - совместно с С. Давыдовым, 1804). Многие оперы Кавоса созданы на
русские исторические или былинно-сказочные сюжеты: "Князь-невидимка, или
Личарда-волшебник" (1805), "Илья-богатырь" (1807, либретто И. А. Крылова),
"Иван Сусанин" (1815, либретто А. А. Шаховского), "Добрыня Никитич" (1818),
"Жар-птица" (1822, либретто Н. М. Языкова) и др. (все оперы поставлены в
Большом театре в Петербурге). Т. н. анакреонтические балеты Кавоса написаны
главным образом на темы античной мифологии, средневековой поэзии и пушкинские
сюжеты (либретто и постановка К. Дидло): "Зефир и Флора" (1808), "Амур и Психея"
(1810), "Апис и Галатея" (1815), "Лаура и Генрих, или Трубадур" (1819),
"Кавказский пленник, или Тень невесты" (1823), "Федра" (совместно с Туриком,
1825) и др. (поставлены там же). Популярностью пользовалась музыка Кавоса к
водевилям А. А. Шаховского "Любовная почта" (1806) и особенно
"Казак-стихотворец", поставленные в годы национального подъёма, вызванного
Отечественной войной 1812 года.
Кавос не обладал крупным композиторским даром, однако он чутко уловил
потребности русского обществава в создании национального музыкального театра и
содействовал этому выбором сюжетов для своих произведений. Признав, как и
большинство современников, неизмеримое превосходство оперы Глинки "Иван Сусанин"
над своей оперой, Кавос сам дирижировал первым исполнением оперы Глинки. Кавос
способствовал организации оперного театра в России, воспитал первых русских
оперных певцов.