Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном городе
Елабуге. Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем старины. Стремясь
привить и сыну интерес к истории, он привлекал его к археологическим раскопкам
древнего Болгарского царства на Волге, где Иван Васильевич помогал московскому
профессору К. И. Невоструеву. В 1844 году отец отдал мальчика в казанскую
гимназию, там будущий художник нашел себе несколько товарищей, с которыми "мог
рисовать и рассуждать" об искусстве. Однако уклад гимназии, по словам самого
Шишкина, препятствовал его стремлениям и наклонностям, и он после летних
каникул 1848 года не вернулся в гимназию, "чтобы не стать чиновником". Строки
автобиографии, написанной в третьем лице, позволяют узнать о занятиях молодого
Шишкина, получившего свободу от "гимназии с ее узкой формалистикой".
В 1852 году Шишкин поступает в Московское училище живописи и ваяния, получает
хорошую подготовку под руководством А. Н. Мокрицкого. В 1856-1860 годах он
продолжает обучение в Петербургской Академии художеств у С. М. Воробьева.
Успехи молодого художника, отмеченные золотыми и серебряными медалями,
подтверждают отзыв его прежнего наставника Мокрицкого в связи с поступлением
Шишкина в Академию: "Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся
увидеть в нем со временем отличного художника, если он с той же любовью будет
заниматься в Академии". Стремление к "верности, сходству, портретности
изображаемой природы" проявляется уже в ранней работе "Вид в окрестностях
Петербурга" (1856, Государственный Русский музей).
В 1858-1859 годах Шишкин часто бывает на Валааме, суровая, величественная
природа которого ассоциировалась у юноши с природой родного Приуралья.
В 1860 году за два валаамских пейзажа Шишкин получает Большую золотую медаль и
право на заграничную командировку. Однако он не спешит за границу и весной
1861 года отправляется в Елабугу, где много пишет на природе, "от которой
только может быть существенная польза для пейзажиста".
За границу Шишкин едет только в 1862 году. Берлин и Дрезден не произвели на
него особого впечатления: сказывалась и тоска по родине ("отчего я не в
России, которую так люблю"). Оживился Шишкин лишь в Праге, где "встретился со
многими чехами; народ все прекрасный и охотно говорят по-русски". Он
восхищается рисунками "славянских типов" крупного чешского реалиста 60-х годов
XIX века - Йозефа Манеса. В 1863 году в Цюрихе Шишкин посещает мастерскую
живописца и гравера Р. Коллера, где знакомится с техникой офорта.
Горные пейзажи Швейцарии оставили художника равнодушным; вскоре вместе с
воспитанниками Академии Л. Л. Каменевым и Е. Э. Дюккерком Шишкин начинает
работать в Тевтобургском лесу близ Дюссельдорфа. Исполненные пером рисунки
привлекли внимание многочисленных ценителей искусства. Сам художник вспоминал
об этом: "Где и куда ни пойдешь, везде показывают - пошел вот этот русский,
даже в магазинах спрашивают, не вы ли тот русский Шишкин, который так
великолепно рисует".
В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину "Вид в окрестностях
Дюссельдорфа" (1865, Государственный Русский музей) получает звание
академика. Шишкин быстро входит в
круг интересов отечественной художественной жизни, бывает на четвергах Артели
художников. "Громче всех, - вспоминает Репин, -
раздавался голос богатыря
И. И. Шишкина; как зеленый могучий лес он заражал всех здоровьем, весельем,
хорошим аппетитом и правдивой русской речью. Немало нарисовал он пером на этих
вечерах превосходных рисунков. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он
своими могучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами начнет корежить
и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством
каким от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней".
Произведения Шишкина "Рубка леса" (1867, Государственная Третьяковская
галерея), "При закате" (1869,
Государственный Русский музей),
"Полдень в окрестностях Москвы" (1869, Государственная Третьяковская
галерея), где раскрываются особенности
национального пейзажа, отвечали направлению, которое развивалось впоследствии
Товариществом передвижных художественных выставок. Вместе с
И. Н. Крамским,
В. Г. Перовым, Г. Г. Мясоедовым,
А. К. Саврасовым,
Н. Н. Ге и другими в 1870
году он становится членом-учредителем Товарищества. И. Н. Крамской, высоко
ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял
свою мастерскую для работы над конкурсной картиной "Мачтовый лес в Вятской
губернии" (1872, эта картина под названием "Сосновый бор" находится в
Государственная Третьяковская галерея),
писал о достоинствах Шишкина: "Шишкин нас просто изумляет своими познаниями...
И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел, и ловок, и
не задумывается, как, что и почему... тут он все знает, я думаю, что это
единственный у нас человек, который знает природу ученым образом... Шишкин -
это верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа".
На Вторую выставку передвижников Шишкин представил картину "В лесной глуши"
(Государственный Русский музей), за которую в 1873 году
получает звание профессора. Пространственно
строя композицию (где-то в глубине, среди чахлых деревьев виден слабый
солнечный просвет) от затененного переднего плана, он дает возможность ощутить
сырость воздуха, влажность мхов и валежника, проникнуться этой атмосферой,
словно оставляя зрителя наедине с гнетущей глухоманью. И, напротив, полна
приволья, солнца, света, воздуха его известная картина "Рожь" (1878,
Государственная Третьяковская галерея).
Картина эпична: она словно синтезирует черты национального характера русской
природы, то родное, значительное, что видел в ней Шишкин: "Раздолье. Простор.
Угодье, рожь. Божия благодать. Русское богатство..."
Поэтическим чувством проникнуто полотно "Среди долины ровныя" (1883,
Государственный
музей русского искусства, Киев), в нем сочетаются величие и задушевная лирика.
Названием картины стали строки из стихотворения А. Ф. Мерзлякова, известные
как народная песня. Но картина не является иллюстрацией стихов. Ощущение
русского раздолья рождает образный строй самого полотна. Что-то радостное и
вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое
ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании
освещенных и затемненных пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся
под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин.
Несмотря на успехи Шишкина в пейзажной живописи, близкие друзья настойчиво
советовали ему обратить внимание на выразительные средства, в частности, на
передачу световоздушной среды. Да и сама жизнь требовала этого. Достаточно
вспомнить колористические достоинства известных к тому времени произведений
Репина и Сурикова. Потому в
картинах Шишкина "Туманное утро" (1885,
Горьковский государственный художественный музей) и "Сосны,
освещенные солнцем"(1886,
Государственная Третьяковская галерея)
привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и
цвета. Это же свойственно пейзажам "Дубы"(1887, Государственный
Русский музей), "Золотая осень" (1888,
Пермская государственная художественная галерея) и другим.
Хорошо передана жизнь леса в широко известной картине "Утро в сосновом лесу"
(1889, Государственная Третьяковская галерея),
написанной Шишкиным вместе с К. А. Савицким, и холсте "Дождь в
дубовом лесу" (1891, Государственная Третьяковская галерея).
Наряду с живописными работами особое место в творчестве Шишкина принадлежит
графике. Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры. Его рисунок
претерпел такую же эволюцию, как и живопись. Рисунки 80-х годов, которые
художник выполнил углем и мелом, гораздо более живописны, нежели рисунки
пером, относящиеся к 60-м годам. В 1891 году в Академии было выставлено более
шестисот этюдов и гравюр Шишкина. Выставка давала представление об огромном
труде художника, глубоко чувствовавшего и стремящегося передать красоту и
богатырскую силу российской природы.
Творческая деятельность Ивана Ивановича Шишкина была завершена величественной
композицией "Корабельная роща" (1898, Государственный Русский музей), в
которой опыт и мастерство
художника выразили неизгладимые впечатления детства. На полотне, написанном
незадолго до смерти, изображена афонасовская корабельная роща близ Елабуги. В
картине - то знакомое сочетание большого и малого, могучего и хрупкого, что так
зорко видел художник в природе родного края, что знал и любил и так искренне
воспел своей кистью "русской, простой, бесхитростной".
8 марта 1898 года художника не стало.
А. Ф. Дмитренко.
"50 биографий мастеров русского искусства". "Аврора", Ленинград, 1971.