В 1910 году Василий Кандинский создал акварель - хаотичное
размещение красочных
пятен и линий, ничего не изображающих и не обозначающих. Так художник покончил
с предметностью, которая, как он считал, мешала его картинам. С этого момента,
с "часа" Кандинского, в искусстве XX столетия стало развиваться новое
направление, получившее название "абстрактное"; потом оно приобретало разные
другие наименования ("чистое", "конкретное" и др.), существенно менялось по
своим формам, нередко вызывая острые дискуссии. Тем не менее в некоторых
своих разновидностях, пусть уже мало напоминающих об опыте 1910 года,
абстрактное искусство существует и по сегодняшний день. Ничего не представляя,
оно апеллировало к чувствам зрителя, стремясь дать ему новый опыт восприятия
действительности, некую особую философию духа.
Стиль Кандинского приобрел известность благодаря многокрасочным полотнам,
объединенным художником в циклы: "импровизации", "композиции" и "впечатления",
нередко имеющие порядковые номера и подзаголовки. Период с 1909 по 1914 год
был самым интенсивным, художник написал около двухсот картин, некоторые из них
большого формата. Пятна цвета, то крупные, то мелкие, парящие в неведомом
пространстве, словно сливаются или разбегаются; часто они оконтурены и имеют
"мягкие", наподобие биологических, формы. Сверкающие, как молнии,
зигзагообразные линии прорезают эти таинственные миры. Зритель словно
погружается в атмосферу тайны, пятна как бы оживают, стремясь заманить зрителя
в бездонные пространства, где они обитают. То, что отдельные пятна крупнее,
другие меньше - не является знаком их реальной величины; такая живопись, как
космос, топографически и хронологически неоднородна, погружение в нее должно
зрителя "растворить", дать новый духовный опыт. Так, по крайней мере, виделось
самому Кандинскому, о чем он рассказывал в своих книгах "Взгляд назад" (1913,
в русском переводе "Текст художника") и "О духовном в искусстве".
Кандинский часто брался за перо (ему принадлежит свыше шестидесяти выступлений
в прессе), чтобы пояснить свои замыслы. Философия его, конечно, наивна, наивна
так, как только может быть у поэта. А Кандинский и был поэтом, и не только
потому, что писал стихи, а потому, что поэтически воспринимал всю
действительность, видел отражения одних свойств материи в других, ступени
многих миров, раскрывающиеся один в другом. Он увлекался оккультными науками,
теософией. Его рассуждения о "вибрациях", "космических законах",
"всепроникающих лучах" опираются на эзотерические учения мистиков рубежа
XIX-XX веков, романтическую традицию и тексты французских и русских символистов.
Есть прямые параллели в его текстах с мистическими учениями западных и
индийских философов, рассматривающими вопросы о духовном сверхсозерцании, о
космической эволюции "как манифестации духовного абсолюта" и борьбе астрального
и материального миров. Но, естественно, живопись Кандинского не есть
бессмысленная иллюстрация вневероисповедальных мистических утопий. Она выражает
преклонение перед богатством мира и его ослепляющей красочностью, перед
возможностью вызывать различные эмоции посредством оркестровки красок, звучащих
как музыка. Он верил в единство всех искусств. Поэтому двенадцать гравюр,
изданных в 1904 году, могут иметь название "Стихи без слов". Размышления о
музыке были не случайны, так как Кандинский играл на виолончели, любил музыку
Вагнера.
Известно, что Кандинский позно обратился к профессиональным занятиям
искусством, в тридцать лет отправившись в Мюнхен, чтобы учится живописи. Однако
отметим, что до этого, еще в 1880 году он приобрел первые в своей жизни краски
и кисти. А увлечение цветностью мира начинается вообще чуть ли не с первых
детских лет, когда трехлетним он с родителями побывал в Италии, запомнив на
всю жизнь краски этой страны. Блистательные гимны цвета посвятил Кандинский
Москве в своих автобиографических записках. Его сборник "Созвучия" (1913)
включал тринадцать поэм, многие из которых посвящены краскам желтой, белой,
голубой.
До 1896 года Кандинский изучал римское и русское право, уделял внимание
"рабочему вопросу". Он слышал "подземный грохот политических движений", но не
это захватило его, властно проявилось желание стать художником. Большое
значение имело увлечение этнографией, через которую он хотел "открыть тайники
народной души". Поездка в Вологодскую губернию по поручению Московского
общества естествознания, антропологии и этнографии дала большое впечатление о
красочности быта русских крестьян, об особом чувстве пространства в избах и
храмах, о декоративной силе орнамента. Не тут ли появился его "византивизм",
отмечаемый в последствии многими критиками? Через всю жизнь художник, как он
сам говорил, "пронес любовь к глубокой сущности русского народа". В 1900-е годы
он в декоративной манере писал фольклорные сюжеты, почерпнутые из истории и
быта русского народа. Россия была его "первым" домом, Германия - "вторым".
Затем волей судеб "третьим" стала Франция, где он скончался в местечке
Нёйи-сюр-Сен близ Парижа.
В Мюнхене Кандинский недолго посещал мастерские Антона Ажбе, у которого встретил
массу соотечественников, и Франца Штука. Уже в 1901 году он со своими
сподвижниками создает группу "Фаланга". В этот момент ощутимо влияние
символической традиции Беклина, Россетти, Сегантини, желавших во внешней форме
раскрывать "внутреннее", и особенно югендстиля - немецкого стиля модерн,
проповедовавшего в журналах интерес к "бессюжетной" орнаментации форм, к
"жесту" линий, символике цвета. Кандинский много путешествует, посетив Северную
Африку, Италию, Францию; наездами бывает в Одессе и Москве. Свое искусство
художник считал продолжением традиции мирового искусства. Он знал и ценил таких
художников, как Грюневальд, Эль Греко, Делакруа, Уистлер; в русской традиции
любил Поленова (его копировал),
Репина и
Левитана, вовсе не считая их
"враждебными" своему творческому методу. Особым вниманием, как "духовидец",
пользовался Рембрандт.
Вместе с Габриэль Мюнтер Кандинский снимает дом в местечке Мурнау, расписывает
его интерьеры русским орнаментом, много читает. Среди современных художников
особо оценил Клода Моне, с его картиной "Стог сена" он познакомился еще в
Москве. Затем привлекали Сезанн, Матисс, Пикассо. В Мурнау он пишет пейзажи,
яркие по световой силе, которая, правда, его не удовлетворяла. В 1909 году он
начинает работать над импровизациями, где все более зашифровывает реальные
формы, вплоть до того, что вскоре они полностью исчезают. Кандинский вместе
со своими сподвижниками создает "Новую ассоциацию художников" и, что более
важно - объединение "Синий всадник" (в 1911 году, совместно с Францем Марком).
Художники организуют ряд выставок, налаживают издание одноименного с
объединением альманаха. В начале первой мировой войны Кандинский покидает
Германию, и в декабре 1914 года появляется в Москве. С началом революции
Кандинский активно включается в художественную жизнь обновленной России.
Он участвует в создании Музея живописной скульптуры, преподает в Университете и
во Вхутемасе. Когда при А. В. Луначарском в Наркомпросе был создан отдел ИЗО,
Кандинский вошел в московскую коллегию, председателем которой был В. Е. Татлин.
В мае 1920 года Кандинский выступает инициатором создания Инхука (Института
художественной культуры), составляет программу науки, которая бы исследовала
"аналитические и синтетические элементы искусств", то есть цвет, плоскость,
объем, пространство, время, движение, слово и их воздействие на психику. Однако
"психологизм" теорий Кандинского заставил выступить против него "вещевиков"
В. Ф. Степанову, А. В. Бабичева, А. М. Родченко, тяготевших к конструктивизму.
Кандинский со своими сторонниками продолжил работу в Российской Академии
художественных наук. Он делает доклады, печатает в журнале "Искусство" (1923, 1)
статью "К реформе художественной школы", присланную
уже из Германии. Многие идеи,
которые излагал в программе Инхука, художник использует уже в Баухаузе, где
начинает профессорствовать в конце 1921 года после отъезда с родины до момента
его закрытия нацистами. В 1933 году Кандинский переезжает во Францию.
Художник отказывается от своего раннего стиля абстракций; теперь его интересуют
геометрические формы, четко обозначенные. Отражением новых идей стала книга
"Точка и линия на плоскости", изданная в 1926 году. Это систематический анализ
живописных элементов - линий и их исходного пункта - точки, сочетание
"рисуночной формы" и "формы красочной", ритмов и пропорций, отношение углов,
разработка плоскости. В основе этого имелась своя философия - "победа над злом
в мире". Продолжая преимущественно заниматься станковой живописью, художник в
духе времени обращает внимание и на производственные объекты, делает росписи
чашек. В 1931 году Кандинский создает проект оформления музыкального салона,
предложенного зодчим Мисом ван дер Роэ. В геометрическом стиле абстракций
Кандинский больше внимания обращает на "игру" различных сочетаний фигур, иногда
напоминая Пауля Клее, с ним дружившего.
За традицией Кандинского последовали многие художники; в 1930-е годы он -
признанный лидер современного искусства, хотя в это время само абстрактное
искусство как-то академизируется, склоняется к однообразным штампам. Казалось,
что время его вообще должно вскоре закончиться. Однако, прогноз этот не
оправдался, и опыт Кандинского все еще продолжает привлекать молодежь разных
стран мира.
Автор В. Турчин
Литература.
Кандинский В. "Текст художника. Ступени", М., 1918.