Константин Андреевич Сомов родился в Петербурге 18 ноября 1869 года
(старый стиль). Он был сыном хранителя Эрмитажа и редактора "Вестника изящных
искусств", знатока живописи и гравюры А. И. Сомова.
С детства мальчик мечтал стать живописцем. Получив общее образование в частной
гимназии К. И. Мая, молодой человек поступил в Академию художеств, где с 1894
по 1897 год учился у Ильи Ефимовича Репина.
В феврале 1897 года, не закончив Академию, Сомов уезжает в Париж, а с осени
1899 года надолго поселяется в Петербурге.
Еще в гимназии тесная дружба связала его с
А. Бенуа, с В. Нувелем, Д.
Философовым, а позднее с С. Дягилевым -
организаторами общества "Мир искусства".
"Мир искусства" был неоднородной организацией, противоречивой по идейным
установкам, как и многие другие художественные группировки, возникшие на
рубеже XX века. Для Сомова в живописи важнейшим и драгоценнейшим был "культ
красоты", который ассоциировался с созерцательным отношением к миру и, прежде
всего, к миру вещей. Он наблюдал мир из какого-то искусственно созданного им
"прекрасного далека". Он лишь "любовался" этим миром, будучи тонким знатоком
старины, человеком высокоразвитого вкуса.
Уже в мастерской И. Е. Репина "способный
юноша", как его называл учитель, проявил разные стороны своего таланта. Он
рисовал очаровательных арлекинов и дам XVIII века среди искусственных
боскетов, и в его маленьких изящных работах возникал любопытный мир прошлого.
"Ярко помню чувство изумления от неожиданности и потом восхищение, когда он
принес свой эскиз на заданную Репиным тему «Около пруда».
Дама в прическе и платье XVIII века стоит спиной к зрителю перед ажурной
решеткой и кормит лебедей. Впечатление необыкновенной изысканности в сочетании
красок, большой свежести, тонкости и болезненности", - вспоминает
А. П. Остроумова-Лебедева.
В ранней работе "В августе" (1898, местонахождение неизвестно) изображены
влюбленные, сидящие у пруда. Фигуры их неподвижны. Холодна и неуютна окружающая
природа. Сильный ветер смешивает ветви и листья деревьев в единую массу и,
кажется, что со следующим порывом все улетит в неведомую даль. Пейзаж и фигуры
поданы в таком необычном аспекте, что возникает ощущение призрачного сна,
причудливой фантазии, ирреальности происходящего. Картина вызывает чувство
тревоги и щемящей тоски. Здесь проявляется близость Сомова к поэзии
символистов.
Быть может, не осознавая этого до конца, Сомов с горьким иронией смотрел на
окружающее, и в его иронии была жестокая правда. В современной жизни художник
почувствовал дух мещанства. Справедливо замечает С. Яремич: "... Сомов по
своей природе мощный реалист, родственный Вермеру ван Дельфту или Питер де
Гоху, и драматизм его положения заключается в раздвоенности, в которое
попадает каждый выдающийся русский живописец. С одной стороны, его влечет и
манит жизнь, как самое ценное и восхитительное, с другой стороны,
несоответствие общей жизни с жизнью художника отвлекает его от современности в
иные области, более далекие, где художник предоставлен самому себе".
Художник создает свой особый "сомовский" мир. В его маленьких полотнах
изображены усталые, забывшиеся в сновидениях дамы в розовых, серебристых
шелках, в пышных кринолинах. Влюбленные говорят шепотом, осторожно и незаметно
передают записки, украдкой целуются. Сомов любуется и иронизирует над этой
жизнью, над этими "игрушечными" чувствами.
В картине "Эхо прошедшего времени" (1903, ГТГ) изображена элегантная дама в
платье, похожем на пенистую волну, с газовой наколкой на голове. Она сидит в
несколько искусственной позе и напоминает куклу с большими застывшими глазами,
с тонко очерченными бровями м губами. В ее поблекших щеках, припухших веках, в
сухой пергаментной коже притаилась старость. За дверью балкона солнечно и
знойно, а в глубине тенистой комнаты холод и сырость. Тлен. "Эхо прошедшего
времени" - не ирония, а горечь и печаль.
Тоска, болезненность все больше проступают и в сериях его "арлекинад"
("Фейерверк", "Пьеро и Коломбина", "Арлекин и дама"). Критик С. Эрнст писал о
Сомове: "От его искусства поднимается острый запах осыпающихся роз и тления".
Когда же Сомов обращался к портретному жанру, в нем чувствовался ученик
И. Е. Репина и
достойный современник В. А. Серова.
От Репина у Сомова - умение раскрыть остро индивидуальное, неповторимое в
характере человека через жест, позу, мимику, но в интересе к внутреннему
процессу жизни он ближе к творчеству
В. Серова. "Серия портретных работ
Сомова, - писал А. Н. Бенуа, - будет говорить о нашем времени такие же полные
и верные слова, как говорят рисунки Гольбейна и пастели Латура".
Известны многие портретные работы художника: портреты отца - искусствоведа
А. И. Сомова (1897, ГРМ),
А. П. Остроумовой-Лебедевой (1901, ГРМ), А. Блока (1907, ГТГ),
А. Кузмина (1909, ГТГ),
М. Добужинского (1910, ГТГ),
Е. Лансере (1907, ГТГ), В. Иванова (1909, ГТГ),
В. Нувеля (1914, ГРМ) и другие.
В знаменитом портрете-картине "Дама в голубом" (1900, ГТГ), где изображена
рано умершая художница Е. М. Мартынова, Сомов поднялся до глубокого
психологизма. Погруженная в раздумье молодая женщина с книгой в руке стоит на
фоне декоративного пейзажа. Тщательно, плавными мазками кисти, написаны нежное,
с тонкими чертами лицо, хрупкие плечи, изящные руки. В облике Мартыновой -
обаяние молодости, интеллекта; пленительная женственность сочетается с
болезненной утонченностью, душевной усталостью.
Портреты Сомова - яркая страница в развитии реалистического искусства XX века.
И не только портреты, но и пейзажи. Пламенеющий ли "Костер", сюита ли времен
года ("Осень", "Весна", "Лето", "Лето. Радуга") - все они лирически
проникновенны, романтичны. Сочетание декоративности и филигранной графичности
соответствует обобщенному, порой символическому образу. Бенуа и
Остроумова-Лебедева вспоминали, что особой изысканностью отличалась ювелирная
техника художника, орнаментальное мастерство, и, вместе с тем, Сомов восхищал
современников декоративным чувством цвета.
В творчестве Сомова видны черты, необычайно характерные для его эпохи, которую
так остро оценил и понял один из организаторов "Мира искусства"
С. П. Дягилев: "Мы живем в страшную пору
перелома; мы осуждены умереть, чтобы
дать воспрянуть новой культуре, которая возьмет от нас то, что останется от
нашей усталой мудрости. Это говорит история, то же подтверждает эстетика. Мы
свидетели величайшего исторического момента итогов и концов во ими новой
неведомой культуры".
Творчество Сомова отразило сложность и острые противоречия эпохи. Наряду с
произведениями, где проявились болезненная утонченность, стремление укрыться от
окружающего мира, художник создает мастерские портреты и пейзажи, которые
останутся яркой страницей русского реалистического искусства конца XIX - начала
XX века.
Умер Константин Андреевич Сомов в Париже в 1939 году.
О. Ф. Петрова
"50 биографий мастеров русского искусства". "Аврора", Ленинград, 1971.