Мстислав Валерианович Добужинский (14.8.1875 - 20.11.1957) был сыном
артиллерийского офицера, потомка обрусевшего старинного литовского рода. После
первого курса юридического факультета Петербургского университета Добужинский
попытался было поступить в Академию художеств (АХ), но не был принят и
занимался в частных студиях до 1899 года, когда, закончив университет, поехал
за границу и продолжил художественные занятия в студиях Мюнхена. Вернувшись в
1901 году в Петербург, он сблизился с объединением "Мир искусства" и вошел в
число самых заметных его представителей. Дебютировал Добужинский в графике -
рисунками в журналах и книгах, городскими пейзажами, в которых сумел
впечатляюще передать свое восприятие Петербурга как города, где величественная
классическая архитектура фантасмагорически соединяется с уродливыми реалиями
урбанизма XX века. Тема города сразу сделалась одной из главных в его
творчестве, он обращался к ней в пейзажных циклах, создаваемых по следам
частых поездок по России и за границу; городской пейзаж оказывается важным
компонентом многих его произведений.
Добужинский занимался и станковой графикой, и живописью, успешно преподавал -
сначала вместе с Л. С. Бакстом в частной
художественной школе Е. Н. Званцевой,
а позднее в разных учебных заведениях; после революции ему доводилось
проектировать праздничное убранство улиц, состоять одним из хранителей Эрмитажа
и даже читать популярные лекции по искусству. Но наиболее весомыми были его
работы в театре и в книжной графике. Вскоре после того, как он удачно оформил
несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской
(1907-1908), Московский художественный театр (МХТ) пригласил его на постановку
пьесы И. С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909). Большой успех исполненных им
декораций положил начало тесному сотрудничеству художника с прославленным
театром. Вершиной этого сотрудничества стали декорации к спектаклю
"Николай Ставрогин" (1913) по роману Ф. М. Достоевского "Бесы". Острая
экспрессивность и редкий лаконизм сделали эту новаторскую работу явлением,
предвосхитившим будущие открытия отечественной сценографии. Театр Добужинский
не оставлял и в дальнейшем, но в 1920-х годах наибольших успехов ему было
суждено достигнуть уже в книжной графике. Чуткость к радикальным переменам в
искусстве предшествующего десятилетия помогла ему отойти от канонов
"мирискуснической" книжной графики. Это было заметно уже в рисунках к
"Свинопасу" Х.-К. Андерсена (1917), за которыми последовали рисунки к
"Бедной Лизе" Н. М. Карамзина и "Тупейному художнику" Н. С. Лескова (1922) и,
наконец, к "Белым ночам" Ф. М. Достоевского (1925), ставшие шедеврами русской
книжной графики. В своем движении к новому Добужинский оказался союзником
молодых художников, разительно преобразивших тогда оформление детской книги, о
чем свидетельствуют его блестящие иллюстрации 1924 года к "Веселой азбуке"
Н. Павловой, "Примусу" О. Э. Мандельштама, "Бармалею" К. И. Чуковского.
Здравое восприятие событий, разворачивавшихся в послереволюционной России,
заставило Добужинского в 1925 году принять литовское гражданство и переехать в
Каунас. Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся.
Сопротивление местных шовинистов лишило его возможности заниматься
преподаванием, к чему он очень стремился. К счастью, у него сложились отличные
отношения с Каунасским театром, в котором он оформлял спектакли. Заниматься же
книжной графикой не было возможности из-за отсутствия заказов от издательств.
Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Ю. К. Олеши
(1928), исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936),
в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения
романа А. С. Пушкина.
В 1939 году Добужинский выехал в США для работы с актером и режиссером
М. А. Чеховым над спектаклем "Бесы", но из-за начавшейся Второй мировой войны
в Литву уже не вернулся. Последние годы жизни оказались для него самыми
трудными - он не сумел и не захотел приспособиться к чуждому для него
американскому образу жизни и к нравам американского художественного рынка. Он
часто испытывал материальные затруднения, жил в одиночестве, общаясь лишь с
узким кругом русских эмигрантов, и старался использовать всякую возможность,
чтобы хоть ненадолго выбраться в Европу.
Кузнецов Э. Д.
Литература.
1. "М. В. Добужинский. 1875-1957", Каталог выставки. М., 1975.
2. "Мстислав Добужинский. Живопись. Графика. Театр", Альбом. М., 1982.
3. Чугунов Г. "Мстислав Валерианович Добужинский". Л., 1984.