Чтобы поступить вольнослушателем в Академю художеств (АХ),
Льву Самойловичу Баксту (1866-1924) пришлось преодолеть сопротивление
отца, мелкого коммерсанта. Проучился он четыре года (1883-1887), но
разочаровался в академической подготовке и покинул учебное заведение. Начал
заниматься живописью самостоятельно, изучал технику акварели, зарабатывая на
жизнь иллюстрированием детских книг и журналов. В 1889 году художник впервые
экспонировал свои работы, приняв псевдоним - сокращенную фамилию бабушки по
материнской линии (Бакстер). 1893-99 годы он провел в Париже, часто наезжая в
Петербург, и упорно работал в поисках собственного стиля. Сблизившись с
А. Н. Бенуа,
К. А. Сомовым и
С. П. Дягилевым, Бакст стал одним из
инициаторов создания объединения "Мир искусства" (1898).
Известность Баксту принесли его графические работы для журнала "Мир искусства".
Он продолжал заниматься и станковым искусством - исполнил отличные графические
портреты И. И. Левитана,
Ф. А. Малявина
(1899), А. Белого (1905) и 3. Н. Гиппиус
(1906) и живописные портреты В. В. Розанова (1901), С. П. Дягилева с няней
(1906). Яростные споры критиков вызвала его картина
"Ужин. Дама с апельсинами" (1902), ставшая своеобразным манифестом стиля модерн
в русском искусстве. Позднее сильное впечатление на зрителей произвела его
картина "Древний ужас (Terror Antiquus)" (1906-1908), в которой воплощена
символистская идея неотвратимости судьбы. В годы первой русской революции Бакст
сотрудничал в сатирическом журнале "Жупел", потом в журналах "Сатирикон",
"Золотое руно", "Аполлон", успешно занимался книжной графикой и декоративным
искусством (оформлял интерьеры, выставки). Но уже к концу 1900-х годов
ограничил себя работой в театре, изредка делая исключения для графических
портретов близких ему людей, и вошел в историю именно как выдающийся
театральный художник эпохи модерна. Дебютировал в театре он еще в 1902 году,
оформив пантомиму "Сердце маркизы". Затем был поставлен балет "Фея кукол"
(1903), имевший успех главным образом благодаря его декорациям. Оформил еще
несколько спектаклей, делал отдельные костюмы для артистов, в частности для
А. П. Павловой в знаменитом "Лебеде" М. М. Фокина (1907). Но по-настоящему
талант Бакста развернулся в балетных спектаклях "Русских сезонов", а затем
"Русского балета С. П. Дягилева". "Клеопатра" (1909), "Шехерезада" и "Карнавал"
(1910), "Видение розы" и "Нарцисс" (1911), "Синий бог", "Дафнис и Хлоя" и
"Послеполуденный отдых фавна" (1912), "Игры" (1913) поражали пресыщенную
западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а
разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в
балетной сценографии. Имя Бакста, ведущего художника "Русских сезонов",
гремело наряду с именами лучших исполнителей и знаменитых балетмейстеров. На
него сыпались заказы и от других театров.
Все эти годы Бакст жил в Европе, лишь изредка возвращаясь на родину. Это было
связано не только с необходимостью постоянно находиться при балетной труппе,
но и с тем обстоятельством, что он, как еврей, не имевший так называемого
права на жительство, не мог оставаться надолго в Петербурге. Правда, в 1914
году он был избран членом АХ и получил такое право, но Первая мировая война
окончательно отрезала его от родины. Он продолжал сотрудничать с дягилевской
труппой, однако между ним и С. П. Дягилевым постепенно нарастали противоречия,
и в 1918 году Бакст покинул труппу. Он трудился неустанно, но уже не сумел
создать ничего принципиально нового. Смерть от отека легких настигла Бакста в
пору его славы, правда начинающей увядать, но все еще блистательной.
Кузнецов Э. Д.
Литература.
1. Пружан И. Н. "Лев Самойлович Бакст". Л., 1975.
2. Борисовская Н. А. "Лев Бакст". М., 1979.
3. Голынец С. В. "Л. С. Бакст". М., 1981.