Филипп Андреевич Малявин (1869-1940)
родился в многодетной крестьянской семье. В
шестнадцать лет юноша отправился в афонский православный монастырь Святого
Пантелеймона и почти шесть лет был послушником, трудился в монастырской
иконописной мастерской. В 1891 году работы художника-самоучки увидел скульптор
В. А. Беклемишев, побывавший на Афоне. Он пригласил Малявина в Петербург,
поселил у себя. В 1892 году бывший монастырский иконописец поступил
вольнослушателем на живописное отделение Академии художеств (АХ). После реформы
АХ в 1894 году, когда там открылась мастерская
И. Е. Репина, Малявин стал его учеником.
Уже ранние работы Малявина - портреты крестьян ("Крестьянская девушка с чулком",
1895; "Старуха", 1898) и соучеников художника по репинской мастерской
(И. Э. Грабаря,
К. А. Сомова,
А. П. Остроумовой) - принесли ему
известность. Полотна молодого академиста приобретал для своей галереи
П. М. Третьяков, о них писали газеты. Очень скоро художник начал выполнять и
эффектные заказные портреты.
Настоящий фурор произвела картина Малявина "Смех" (1899). Написанная в качестве
конкурсной работы, она изображала русских баб в красных одеждах на зеленом лугу.
Необычайно яркий колорит, широкая, размашистая манера письма вызывали интерес и
ожесточенные споры. Совет профессоров АХ отверг эту картину, а звание художника
Малявину было дано за серию портретов. Однако посланный в 1900 году на
Всемирную выставку в Париже "Смех" был удостоен золотой медали, а через год
приобретен венецианским Музеем современного искусства. В зарубежном собрании
оказалось и следующее большое полотно художника - "Три бабы" (1901-1902), его
приобрел Люксембургский музей в Париже. 1900-е годы стали периодом расцвета
таланта Малявина, в это время он создает свои лучшие работы: "Баба в желтом",
"Девка" (обе 1903), "Две девки" (б.г.) и др.
Крестьянки в ярких красочных нарядах - главные персонажи произведений Малявина.
К традиционной для русской живописи народной теме художник подошел по-своему,
акцентируя мощное стихийное начало в женских образах, придавая им
монументальность. Смелая живопись Малявина с ее условными фонами, крупными
фигурами, неглубоким пространством и необычайно звучным цветом - подчеркнуто
декоративна. Но в начале XX века ее нередко расценивали как своеобразный вызов.
Картина "Вихрь", показанная в 1906 году на выставке объединения "Мир искусства",
воспринималась современниками в непосредственной связи с революционными
настроениями эпохи. Надо отметить, что в картинах Малявина впервые после
древней иконописи зазвучал в полную силу красный цвет.
В 1900 году Малявин приобрел усадьбу недалеко от Рязани и поселился там с
семьей. В 1906 году тридцатисемилетний художник, не имевший даже общего
образования, был избран академиком и отправился в трехлетнюю заграничную
поездку. Вернувшись на родину, Малявин вновь заставил говорить о себе. На
выставке Союза русских художников в январе 1911 года он показал большой
"Семейный портрет", который критика единодушно признала художественной неудачей.
С тех пор художник редко выставлял свои картины. Однако он продолжал интенсивно
работать. Писал заказные портреты, много трудился в области станковой графики,
выполняя в основном все те же портреты или изображения крестьянок. Здесь
особенно проявился его дар рисовальщика, превосходно владеющего живой и точной
линией.
В 1918 году Малявин с семьей поселился в Рязани, занимался преподаванием. В
1920 году переехал в Москву, а в 1922-м выехал за границу для устройства там
собственной выставки. Он поселился в Париже, где в галерее Шарпантье в 1924
году с большим успехом прошла выставка его работ. Живописные и графические
произведения Малявина тех лет неизменно посвящены русской теме, нередко
приобретающей гротескную трактовку. Обращается он и к пейзажу, пишет портреты.
Наиболее известны его портреты балерины А. М. Балашовой (1924) и певицы
Н. В. Плевицкой (1929). В 1930-х годах Малявин много занимался организацией
собственных выставок в разных городах Европы.
Вторая мировая война застала художника в Брюсселе. Не знавший иностранных
языков, Малявин был задержан оккупационными властями, обвинен в шпионаже,
однако впоследствии отпущен. Семидесятилетний художник вынужден был пешком
добираться до Ниццы, где в то время находился его дом. Вскоре Малявин скончался.
Демиденко Ю. Б.
Литература.
1. Живова О. А. "Ф. А. Малявин. Жизнь и творчество. 1869-1940". М., 1967.
2. Водонос Е. И. "Ф. Малявин". Саратов, 1974.
3. Москалев И. Ф., Коновалов Д. А. "Детство и юность Малявина". Челябинск, 1978.