"Твой дом, как и сердце Твое, был открыт для всех нас. И мы тянулись туда, как
растение к теплу. Не Твое богатство манило нас ..., а то, что в Твоем доме мы,
художники, чувствовали себя объединенными, отогретыми, бодрыми духом". Так
писал в самом конце XIX века известный российский скульптор М. М. Антокольский.
Его прочувственные слова были обращены к промышленнику и покровителю искусств
С. И. Мамонтову.
Савва Иванович Мамонтов был человеком талантливым. Он занимался
скульптурой, писал либретто для спектаклей, выступал в качестве актера и
режиссера. Но главный его дар состоял не в этом. Мамонтов обладал удивительной
способностью - разглядеть чужой талант задолго до того, как он становился
очевидным для всех. Он был одним из первых представителей той славной плеяды
российских купцов-меценатов, к которой принадлежали М. П. Боткин, И. А.
Морозов, С. И. Щукин.
Потомственный предприниматель, Мамонтов родился в 1841 году в Ялуторовске,
лежащем на великом Сибирском тракте. Отец Саввы Ивановича, Иван Федорович,
служил здесь по "откупной части". Самое примечательное в Ялуторовске середины
прошлого века то, что этот город был местом поселения декабристов; и И. Ф.
Мамонтов принадлежал к тем просвещенным сибирским купцам, кто помогал
"политическим преступникам". Так что самые ранние впечатления Саввы Мамонтова
связаны волнующими посещениями их дома ссыльными декабристами. И впоследствии
в доме самого Саввы Ивановича, по свидетельству его сына, всегда поддерживался
"особый культ" декабристов.
Отец С. И. Мамонтова развертывал широкое дело, и семья переезжала из одного
города в другой, пока около 1850 года не обосновалась в Москве. И. Ф. Мамонтов
обладал тонким чутьем нового, пониманием потребностей экономического развития.
Он был основателем акционерного железнодорожного общества, проложившего
Московско-Ярославскую дорогу, участвовал в разработке первых нефтяных
промыслов в Баку. Свойство улавливать новое унаследовал от отца его третий сын
Савва, самый знаменитый из восьмерых детей купца Мамонтова. В 1869 году, после
смерти отца, Савва Иванович Мамонтов унаследовал все его дела. А за два года до
этого он женился на Е. Г. Сапожниковой и зажил своим домом.
Постепенно, помимо коммерческих дел, все больше внимания, времени, средств Савва
Иванович стал уделять искусству. Еще в юности он страстно увлекался театром,
что послужило даже причиной разногласий между ним и отцом. С конца 1860-х
годов Мамонтов проявляет интерес к изобразительному искусству. С тех пор всюду:
в Италии и Франции, где Савва Иванович путешествовал с семьей, в московском доме
на Садовой-Спасской, в подмосковном имении "Абрамцево" - его окружали художники.
С именем Мамонтова связаны имена
Репина, Поленова,
Серова,
Врубеля, братьев
Васнецовых, Остроухова, Нестерова, Малютина,
Неврева, Антокольского. Энергии и
личной одаренности Мамонтова обязаны своим происхождением такие важнейшие
явления русской культуры второй половины XIX века, как Абрамцевский кружок и
Московская частная русская опера, на сцене которой впервые выступил
Ф. И. Шаляпин.
В 1970 году Мамонтовы купили усадьбу "Абрамцево", бывшее имение писателя
С. Т. Аксакова. На протяжении четверти века после этого его гостями и жителями
были многие талантливые люди, цвет русской художественной интеллигенции. Здесь,
на "лучшей в мире даче", по выражению
И. Е. Репина, сложилась первая в истории России
художественная колония, которая объединила единомышленников - энтузиастов
нового искусства. В этом смысле Абрамцево с его культом универсализма
художника, с его мастерскими, где производили предметы прикладного искусства,
мебель, детали архитектурного оформления, может служить исторической параллелью
таким явлениям европейской культуры, как Понт-Авен во Франции или Ворпсведе в
Германии. Мамонтовский кружок выразил очень характерную черту времени -
тенденцию к созданию целостной художественной среды.
Чтобы оценить значение Абрамцевского кружка, достаточно назвать лишь некоторые
художественные итоги его деятельности. В Абрамцеве создавал многие свои работы
Репин, в том числе цикл портретных зарисовок гостей и хозяев дома. Эти
карандашные наброски, даже лучше, чем законченные живописные портреты, передают
атмосферу домашней жизни мамонтовской семьи. Изображая героев за чтением,
беседой, чаепитием, художник смотрит на них как бы изнутри, глазами
посвященного. Персонажей репинских портретов объединяет общая
духовно-интеллектуальная среда - стиль жизни, созданный Саввой Ивановичем
Мамонтовым.
В 1887 году В. А. Серов написал в Абрамцеве
свой самый знаменитый портрет "Девочка с персиками". Редко какое произведение
российской живописи обладает столь счастливым сочетанием профессионального
артистизма и живого непосредственного чувства. Возможно, оно возникло в этом
портрете благодаря прелести и обоянию самой модели - Веруши Мамонтовой,
любимой дочери Саввы Ивановича. Но несомненно и то, что хрупкое равновесие
света, цвета и воздуха в портрете, ощущение гармонии мироздания могли быть
достигнуты художником только в особой атмосфере дома Мамонтова. Заслуга хозяина
дома состояла в том, что он предоставлял художникам уникальную возможность
свободного, не скованного академическими условностями, спешкой и материальными
заботами творчества.
Впечатлениями от природы и обстановки абрамцевского дома проникнуты картины
В. М. Васнецова - "Аленушка", "Иван-царевич
на Сером волке", "Богатыри". В них чувствуется непосредственное воздействие
той идеи возрождения национального искусства, которая вдохновляла и других
членов кружка. Эта идея воплотилась в создании Абрамцевских мастерских в 1888
году. Художница Е. Д. Поленова при поддержке Саввы Ивановича осуществила тем
самым первый практический шаг к сохранению и возрождению кустарных народных
промыслов. Одновременно в конце 1880-х годов были организованы и гончарные
мастерские, которые дали русскому искусству высочайшие образцы керамики -
майоликовую скульптуру М. А. Врубеля.
Благодаря своей подвижнической деятельности С. И. Мамонтов составил прекрасную
коллекцию современного российского искусства. От других коллекционеров и
меценатов его отличала необычайная творческая активность. Мамонтов заложил
новую традицию в российском театре - создание целостного образа спектакля в
единстве текста, музыки и художественного оформления. Первое театральное
представление в московском доме Мамонтова было дано на исходе 1878 года; с тех
пор спектакли шли постоянно, и Мамонтов сам принимал в них участие. "Что за
талантливая личность этот Савва, как он языком владеет - и все это выходит у
него сюрпризом для самого себя", - писал об одной из постановок Мамонтова В. Д.
Поленов. Но домашние театральные представления были только прологом: в 1885 году
Мамонтов создал Частную русскую оперу - первый профессиональный театр подобного
типа после отмены императорской монополии на столичные театры.
Собственная судьба Саввы Ивановича складывалась не так счастливо, как судьба
его начинаний в искусстве. В 1899 году он потерпел полный финансовый крах,
который сопровождался арестом и конфискацией дома на Садовой. Он пережил
расставание с большей частью коллекции, проданной с аукциона, и горечь утраты
близких людей. Последние десятилетия жизни Мамонтова прошли в Москве, в
небольшом доме, к которому примыкали гончарная и скульптурные мастерские.
Российские художники с благодарностью помнили Савву Ивановича. Его хутор
"на Бутырках" стал таким же местом паломничества, как некогда дом на Садовой
и Абрамцево, хотя Мамонтов, отойдя от дел, не мог уже оказывать другим
помощь и поддержку. "Всем, что делал Савва Иванович, тайно руководило
искусство" - так сформулировал смысл его деятельности К. С. Станиславский.
Е. Гордон
Литература.
Копшицер М. И. "Савва Мамонтов", М., 1972.