Руал Амундсен (1872-1928) - норвежский полярный путешественник и
исследователь. Родился в провинции Эстфолл (в Борге) в семье потомственных
мореплавателей. После гимназии поступил на медицинский факультет университета
в Христиании, но через два года ушел из университета и нанялся матросом на
парусную шхуну, отправлявшуюся на промысел тюленей в Гренландское море.
Проплавав два года, сдал экзамен на штурмана дальнего плавания. В 1897-1899
годах в качестве штурмана участвовал в бельгийской антарктической экспедиции
на судне "Бельжика". По возвращении снова держал экзамен и получил диплом
капитана дальнего плавания.
В 1900 году Амундсен
приобрел большую парусную шхуну "Йоа". С экипажем из семи человек
впервые в истории мореплавания прошел на ней в 1903-1906 годах от Гренландии до
Аляски по морям и проливам Канадского Арктического архипелага, открыв
Северо-западный проход с востока на запад, из Атлантики в Тихий океан. Во время
экспедиции провел ценные геомагнитные наблюдения в области Канадского
Арктического архипелага, нанес на карту более 100 островов.
В 1910-1912 годах возглавил экспедицию в Антарктиду с целью открытия Южного
полюса на корабле "Фрам", принадлежавшем Ф. Нансену, который был в то время
послом Норвегии в Великобритании. Единственным ненорвежцем в экипаже "Фрама"
был русский моряк и океанограф Александр Степанович Кучин. В январе Амундсен
со спутниками высадился в Китовой бухте на ледник Росса, основал базу и стал
готовиться к походу на Южный полюс. В октябре того же года группа, в которую
кроме Амундсена вошли О. Вистинг, С. Хассел, Х. Хансен и У. Бьеланн, стартовала
на четырех собачьих упряжках и 17 декабря 1911 года достигла Южного полюса на
месяц опередив экспедицию англичанина Р. Скотта. В Антарктиде Амундсен открыл
горы Королевы Мод.
В 1918-1921 годах построил на собственные деньги судно "Мод" и проплыл на нем с
запада на восток вдоль северных берегов Евразии, повторив дрейф Нансена на
"Фраме". С двумя зимовками прошел от Норвегии до Берингова пролива, в который
вошел в 1920 году.
В 1923-1925 годах несколько раз пытался достичь Северного полюса. В мае 1926
года возглавил первый трансатлантический перелет через Северный полюс на
дирижабле "Норвегия". Два года спустя Амундсен на французском двухмоторном
гидроплане "Латам-47" вылетел из Тромсё на поиски экспедиции генерала У. Нобиле.
Этот полет стал последним в жизни норвежского исследователя: во время перелета
из Норвегии на Шпицберген он потерпел аварию и погиб в Баренцевом море.
Единственное, что удалось обнаружить, был поплавок с надписью "Латам-47",
выловленный рыбаками неподалеку от острова Медвежий.
Именем Амундсена названы гора в восточной части Антарктиды, залив в Северном
Ледовитом океане, море у берегов Южного континента и американская полярная
станция Амундсен-Скотт. На русский язык переведены его работы "Перелет через
Ледовитый океан", "На корабле "Мод", "Экспедиция вдоль северного побережья
Азии", "Южный полюс" и пятитомное собрание сочинений.
"Он навеки займет особое место в истории географических исследований... В нем
жила какая-то взрывчатая сила. На туманном небосклоне норвежского народа он
взошел сияющей звездой. Сколько раз она загоралась яркими вспышками! И вдруг
сразу погасла, а мы не можем отвести глаз от опустевшего места на небосводе".
Ф. Нансен.
Литература.
"Географы и путешественники", Краткий биографический словарь, "Рипол классик",
Москва, 2001.