Карл Мария фон Вебер (18.11.1786 - 5.6.1826) - немецкий композитор. Сын
певицы и провинциального оперного капельмейстера и антрепренера, Вебер уже в
детские годы приобщился к музыкально-театральному искусству. В 10-летнем
возрасте Вебер брал уроки фортепьянной игры у И. Гейшкеля (в Гильдбурхаузене),
затем учился композиции у М. Гайдна (в Зальцбурге) и у И. Н. Кольхера
(в Мюнхене); по пению Вебер был учеником И. Б. Валлисхаузера. К 15 годам Вебер
являлся уже автором ряда фортепьянных пьес, песен, мессы и трех зингшпилей.
Постоянные странствования с оперной труппой отца помогли ему усвоить
музыкальные вкусы широкой публики.
Среди многих учителей Вебера особенно важную роль в его образовании сыграл
замечательный знаток музыкального фольклора аббат Г. И. Фоглер, с которым Вебер
занимался в 1803-1804 годах в Вене. При содействии Фоглера Вебер получил в 1804
году должность капельмейстера оперного театра в Бреславле. В последующие годы
(1806-1810) он служил при дворах в Карлсруэ и Штутгарте. К этому периоду
относится сочинение Вебером опер "Рюбецаль" (не окончена) и "Сильвана" (пост.
1810), музыки к пьесе Ф. Шиллера "Турандот", двух симфоний (1807), концерта для
скрипки, ряда песен с сопровождением гитары.
С 1810 года Вебер совершает успешные артистические поездки в качестве пианиста
по многим городам Германии, Австрии, Швейцарии. В 1811-1813 годах он жил
большей частью в Дармштадте; здесь он снова общается с Фоглером и учреждает
совместно с Дж. Мейербером, Готфридом Вебером и другими молодыми музыкантами
"Гармоническое объединение", предвосхищавшее по своей идейной устремленности
шумановский "Давидсбунд". Вебер познакомился с Э. Т. А. Гофманом и другими
немецкими писателями, с Л. Шпором, посещал
В. Гёте в Веймаре. Тогда же он
задумал автобиографический роман "Странствования музыканта" (не был закончен).
В 1813-1816 годах Вебер стоял во главе оперного театра в Праге, а затем (до
конца жизни) был дирижером немецкой оперы в Дрездене. Под его управлением были
осуществлены две постановки оперы "Фиделио" Бетховена (1814 и 1823).
Национальный подъем и патриотические чувства протеста против захватнических
войн Наполеона получили выражение в цикле песен Вебера "Лира и меч" (на слова
Т. Кёрнера), пользовавшихся огромной популярностью у немецкой молодежи. Выступая
как музыкальный критик, Вебер вел решительную борьбу против засилья
итальянской оперы, за национально-самобытный немецкий музыкальный театр.
Последние годы жизни Вебера ознаменовались созданием наиболее выдающихся его
оперных произведений, открывших новую страницу в истории немецкой оперы. Над
оперой "Волшебный стрелок" (пост. 1821, Берлин) Вебер работал пять лет.
Романтическая фантастика оперы (либретто было составлено по новелле из
"Книги призраков" А. Апеля) сочетается с таким правдивым отражением народного
быта и характера, какого еще не знала до Вебера немецкая оперная сцена. Яркая
выразительность музыкального языка и блестящее
воплощение в опере демократических
устремлений композитора обеспечили ей поистине небывалый успех у публики.
Следующее музыкально-сценическое произведение Вебера - "Эврианта" (пост. 1823,
Вена) представляло собой первый опыт создания большой немецкой
национально-героической оперы на легендарно-рыцарский сюжет. Ряд
музыкально-стилистических особенностей этой оперы и примененных в ней
композиционных приемов получил впоследствии развитие в оперном творчестве
Р. Шумана ("Геновева") и Р. Вагнера ("Тангейзер", "Лоэнгрин"). Наконец,
последняя из опер Вагнера - "Оберон", написанная по заказу лондонского театра
"Ковент-Гарден" и исполненная в этом театре в 1826 году под управлением самого
Вебера, представляет собой одно из лучших воплощений в музыке
народно-сказочного элемента. С исключительной силой проявляется в этой опере
свойственное Вагнеру блестящее мастерство колоритной оркестровки.
Творчество Вагнера имело чрезвычайно важное значение для развития не только
вокальной, но и инструментальной музыки. Крупнейший исполнитель-виртуоз, он
выступил в своих фортепьянных сочинениях как подлинный новатор. В частности, в
его программном фортепьянном сочинении "Приглашение к танцу" предвосхищаются
музыкальные образы, вдохновляющие впоследствии многих композиторов: Р. Шумана и
Ф. Шопена, Ф. Листа и
Г. Берлиоза,
М. И. Глинку и
П. И. Чайковского.
Б. В. Левик
Литература.
1. Вебер К. М. "Автобиографические наброски", "Советская музыка", 1936, 12.
2. Саккетти Л. "История музыки всех времен и народов", вып. III -
"Вебер", М., 1913.
3. Коломийцев В. "Карл Мария фон Вебер. К столетию со дня его смерти".
Критико-биографический очерк, Л., 1927.
4. Кузнецовы К. и В. "Народные элементы в творчестве Вебера",
"Советская музыка", 1936, 12.
5. Кенигсберг А. "К. М. Вебер", Л., 1965.