Казимир Северинович Малевич
[11(23).2.1878, Киев - 15.5.1935, Ленинград] не получил систематического
художественного образования: занимался понемногу в разных студиях, школах и
училищах, а больше всего полагался на творческую практику. Этап за этапом он
изучал развитие живописи за предшествующие тридцать-сорок лет, овладевая
новыми методами и приемами. Постоянно живя в Москве с 1905 года, Малевич
сблизился со своими ровесниками, ищущими новые пути в искусстве, и быстро стал
одной из центральных фигур в художественной жизни не только Москвы, но и
Петербурга. К концу 1900-х годов художник уже освоил все открытое европейской
живописью начала XX века и готов был к собственным открытиям.
Общение с Наталией Сергеевной Гончаровой и
Михаилом Федоровичем Ларионовым,
товарищами по объединению
"Бубновый валет", и логика его собственного развития в живописи привели
Малевича к неопримитивизму, принципы которого он претворял в простых сценах
крестьянской жизни. Одновременно художник разрабатывал в разных вариантах
(в том числе и своем) мотивы и приемы живописи кубизма. В 1913-14 годах он
применил усвоенное и достигнутое в книжной графике, проиллюстрировав несколько
книг, а в 1913 году создал эскизы декораций и костюмов к постановке оперы
"Победа над солнцем" (текст А. Е. Крученых, музыка М. В. Матюшина). Исполненный
в конце того же года в Петербурге, этот спектакль стал важнейшей вехой в
развитии русского авангарда. Максимальное упрощение и геометризация форм в
эскизах оформления подвели Малевича к открытию нового художественного
направления - супрематизма.
В супрематизме, оперирующем сочетаниями геометрических фигур на нейтральной
плоскости фона, Малевич совершил шаг, на который до него никто в мировой
живописи не мог решиться, - на полный отказ от изобразительности, даже от тех
ее раздробленных и перетасованных элементов, которые сохранялись в крайних
течениях того времени - кубизме и футуризме. Первые 49 беспредметных полотей
он показал на футуристической выставке "0,10" в Петрограде в 1915 году, повесив
под ними табличку: "Супрематизм живописи". Среди них был знаменитый
"Черный квадрат" (1914?), вызвавший яростные нападки критики. На следующий год
Малевич выпустил брошюру "От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм",
в которой обосновывал свое открытие. Супрематизм оказал громадное воздействие
не только на живопись, но и на архитектуру и прикладные искусства России и
Запада, а его создателю принес поистине мировую славу.
В годы революции Малевич, как и все другие художники "левого" направления, вел
активную деятельность. Он был членом коллегии изобразительных искусств
Наркомпроса, заведовал Художественным отделом Московского совета, преподавал в
Первых государственных свободных мастерских в Москве, а перебравшись в 1918
году в Петроград - в Свободных художественно-учебных мастерских. Он делал
декорации для первой постановки пьесы В. В. Маяковского "Мистерия-буфф" (1918).
Осенью 1919 года он отправился в Витебск, чтобы преподавать в Народной
художественной школе, организованной М. 3. Шагалом и вскоре преобразованной в
Художественно-практический институт. Там он вместе со своими последователями
учредил "УНОВИС" ("Утвердители нового искусства") - организацию, призванную
обучать художников и даже шире - обновить весь мир на основе супрематизма.
Однако в 1922 году ему пришлось покинуть Витебск и вместе с группой учеников
вернуться в Петроград.
Здесь он работал на фарфоровом заводе, создавая новые формы и эскизы росписей,
изучал возможности применения супрематизма в архитектуре и предпринимал усилия
для продолжения лабораторных исследований живописи, начатых еще в Витебске.
Базой для этого стал петроградский Инхук, организованный при активном участии
Малевича в 1923 году, а в начале следующего года получивший статут
государственного (Гинхук). Малевич был его директором и руководителем одного
крупного отдела - формально-творческого. В Гинхуке он разработал теорию
"прибавочного элемента в живописи", идею которой выдвинул раньше. Но под
возрастающим идеологическим нажимом в начале 1926 года он был снят с поста
директора, а в конце того же года и Гинхук прекратил существование - он был
присоединен к Государственному институту истории искусств. Но в 1929 году
Малевичу пришлось уйти и оттуда. Лишь три года спустя Русский музей предоставил
художнику экспериментальную лабораторию, где он смог продолжать свои
исследования.
Живопись его к тому времени сильно изменилась. Словно демонстрируя гибкую
универсальность своей системы как высшей ступени живописной культуры, Малевич
вернулся к изобразительности. Он как бы заново проходил этапы своего развития:
то создавал картины, носящие отпечаток супрематизма, то воскрешал собственные
кубистские, неопримитивистские, даже постимпрессионистские опыты. В 1932-33
годах он обратился и к формам традиционного реализма; возможно, это было
уступкой, пусть даже искренней, желанию оставаться созвучным времени, каково
бы оно ни было.
Кузнецов Э. Д.
Литература.
1. Егоров И. "Казимир Малевич". М., 1990.
2. Короткина Л. "К. Малевич, П. Филонов и современность". Л., 1991.
3. Сарабьянов Д., Шатских А. "Казимир Малевич". М., 1993.