Судьба всячески благоволила Константину Федоровичу Юону. Он прожил
долгую жизнь. У него был на редкость счастливый брак. Окружающие любили его.
Ему никогда не приходилось бороться с нуждой. Успех пришел к нему очень рано и
всегда ему сопутствовал. После революции почести, высокие награды, звания,
руководящие должности как бы искали его сами. Невзгод было меньше - это
размолвка в течение нескольких лет с отцом (служащим банка) из-за женитьбы
Юона на крестьянке и ранняя смерть одного из сыновей.
В 1892 году Юон поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества
(МУЖВЗ), где занимался у К. А. Савицкого, Н. А. Касаткина, А. Е. Архипова,
В. А. Серова. Публика заметила его картины
еще на ученических выставках и раскупала их так охотно, что студент Юон смог
предпринять путешествие по России и по Европе. Впоследствии его картины были
всегда желанны и на выставках передвижников, и на выставках "Мира искусства" и
Союза русских художников (членом которого он был). О нем писали ведущие
критики и искусствоведы его времени - А. Н. Бенуа, И. Э. Грабарь, П. П. Муратов,
потом А. М. Эфрос, Д. Е. Аркин... Он и сам выступал как искусствовед с
работами о творчестве русских художников, о технике живописи, о художественном
воспитании. Вскоре после окончания училища Юон начал преподавательскую
деятельность и занимался ею всю жизнь, заслужив великую признательность своих
учеников, среди которых были В. И. Мухина, скульптор-анималист В. А. Ватагин и
др.
Юон оставил много работ разного уровня. Он был живописцем, графиком и
театральным художником. Пробовал себя в тематической картине, писал портреты
своих современников, но истинным его призванием оказалась пейзажная живопись.
Как и другие мастера Союза русских художников, Юон усвоил некоторые принципы
французских импрессионистов, не порывая при этом с традициями русского реализма
второй половины XIX века, то есть не "растворяя" форму предметов в среде.
Подобно А. П. Рябушкину и
Б. М. Кустодиеву, он любил русскую старину, ее
декоративность и красочность. На его памяти произошло открытие древнерусской
иконописи. Реставраторы стали расчищать иконы и обнаружили яркие, чистые цвета.
Все это повлияло на формирование манеры Юона.
Он любил радость и красоту в природе и жизни; охотнее всего изображал солнце,
снег, яркие народные одежды, памятники древнерусской архитектуры
("Троицкая лавра зимой", "Весенний солнечный день", обе 1910;
"Мартовское солнце", 1915). Большой известностью пользуется его картина
"Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры" (1921). Это
панорамный пейзаж, написанный с колокольни собора ясным летним вечером, на
закате. Под ласковым небом благоденствует земля, и на переднем плане сияют
освещенные солнцем купола с золотыми узорчатыми крестами. Сам мотив не только
очень красив, но и смел для эпохи беспощадной борьбы новой власти с церковью.
К историческим темам - революции и Отечественной войны - Юон также подходит
через пейзаж, причем, обобщая, стремится быть предельно достоверным
("Перед вступлением в Кремль. Никольские ворота 2(15) ноября 1917 года", 1926;
"Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года", 1942).
Среди поздних произведений Юона выделяются те, что написаны в деревне Лигачево
под Москвой, где у художника был дом и где он работал с 1908 года по 1958
год ("Конец зимы. Полдень", 1929; "Русская зима. Лигачево", 1947;
"Раскрытое окно. Лигачево", 1947), и те, что написаны по воспоминаниям
юности и связаны с поэтической стороной жизни и быта старой Москвы,
воспитавшей художника
("Кормление голубей на Красной площади в 1890-1900 годах", 1946).
Загородникова Е. В.
Литература.
1. Юон К. Ф. "Об искусстве", в 2-х томах. М., 1959.
2. "К. Юон", Альбом. М., 1973.
3. Осмоловский Ю. Э. "Константин Федорович Юон". М., 1982.