Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927)
готовился стать священником. Он учился в духовном училище,
потом в семинарии, но увлекся
искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в
Академию художеств (АХ). Там он занимался в мастерской
Ильи Ефимовича Репина и настолько преуспел,
что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной
"Заседание Государственного совета". В Кустодиеве обнаружился дар портретиста,
и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов -
Д. Л. Мордовцева, Д. С. Стеллецкого, И. Я. Билибина (все 1901),
В. В. Матэ (1902). В 1903 году закончил АХ,
получив за дипломную картину
"Базар в деревне" золотую медаль и право на заграничную поездку. В Париже
Кустодиев успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать
впечатления в прекрасной картине "Утро" (1904), но менее чем через полгода
вернулся в Россию, соскучившись по родине.
После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в
частности проиллюстрировав "Шинель" Н. В. Гоголя (1905), а также в карикатуре,
сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. Но
главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. Он исполнил
ряд портретов, среди которых выделялся "Портрет Р. И. Нотгафт" (1909), а также
"Портрет священника и дьякона" (1907) и "Монахиня" (1908), превратившиеся в
обобщенные социально-психологические типы. Одновременно с этим он увлеченно
работал над картинами, посвященными изображению старой русской жизни,
преимущественно провинциальной. Материал для них он черпал из воспоминаний
детства и впечатлений от частого пребывания в Заволжье, в Кинешемском уезде,
где в 1905 году построил дом-мастерскую. Он разворачивал увлекательные рассказы,
полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях "Ярмарка"
(1906, 1908), "Деревенский праздник" (1910) и воссоздавал характерные русские
женские типы в картинах "Купчиха", "Девушка на Волге", "Красавица" (все 1915),
окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Живопись его делалась все
более красочной, приближаясь к народному искусству. Итогом стала "Масленица"
(1916) - идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Над
этой жизнерадостной картиной Кустодиев работал в крайне трудных условиях: в
результате тяжелого заболевания он с 1916 года был прикован к креслу-каталке,
его мучили частые боли.
Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно
продуктивным. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь
открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала, исполнил множество
графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления
Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания,
изготовлял настенные картинки и календарные "стенки", оформил 11 театральных
спектаклей. Часто это были заказные, не очень интересные для него работы, но
он все выполнял на серьезном профессиональном уровне, а порой добивался и
выдающихся результатов. Литографские иллюстрации в сборнике "Шесть
стихотворений Некрасова" (1922), рисунки к повестям И. С. Лескова "Штопальщик"
(1922) и "Леди Макбет Мценского уезда" (1923) стали гордостью отечественной
книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала "Блоха"
Е. И. Замятина, поставленная МХАТом 2-м в
1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром.
Кустодиев успевал уделять время и сокровенному, продолжая с ностальгической
влюбленностью воссоздавать жизнь старой России во множестве картин, акварелей,
рисунков. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах "Балаганы"
(1918), "Масленица" (1919), "Зима. Масленичное гулянье" (1921) и даже в своем
замечательном портрете Ф. И. Шаляпина
фоном сделал все то же гулянье. Живописал тихую жизнь провинции в
"Голубом домике", "Осени", "Троицыном дне" (все 1920). В картинах
"Купчиха за чаем" (1918), "Купчиха с зеркалом" (1920),
"Русская Венера" (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней
"Купчихе". Выполнил серию из 20 акварелей "Русские типы" (1920) и воскресил с
максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в
серии "Автобиографические рисунки" (1923).
Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Он, в своем инвалидном
кресле, бывал на премьерах в театрах и даже совершал дальние поездки по стране.
Болезнь прогрессировала, и в последние годы художник вынужден был работать на
холсте, подвешенном над ним почти горизонтально и так близко, что не имел
возможности увидеть сделанное целиком. Но физические силы его иссякали:
ничтожная простуда повлекла за собою воспаление легких, с которым сердце уже не
справилось. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало.
Кузнецов Э. Д.
Литература.
1. "Борис Кустодиев. Живопись. Рисунок. Книжная графика.
Театрально-декорационное искусство: Альбом". М., 1983;
2. Лебедева В. Е. "Кустодиев. Время, жизнь, творчество". М., 1983.
3. Турков А. М. "Борис Михайлович Кустодиев". М., 1986;
4. "Русские типы Б. М. Кустодиева: Альбом". Л., 1989;
5. Докучаева В. "Борис Кустодиев". М., 1991.