Известный прежде всего как книжный график, ксилограф
Владимир Андреевич Фаворский (1886-1964) был создателем
произведений во многих
видах изобразительного искусства - в монументальной живописи (в техниках
фрески, сграффито, мозаики), театрально-декорационной живописи, скульптуре,
декоративном искусстве. Присущая художнику универсальность, качественно
отличная от искрометной артистической разносторонности мастеров рубежа XIX и
XX веков, включала фундаментальное осмысление теории искусства, развитую
педагогическую систему, собственно школу Фаворского, что без преувеличения
позволяет назвать его талант близким по духу художникам-мыслителям эпохи
Возрождения.
Первые серьезные навыки в рисовании Фаворский получил в московской студии
К. Ф. Юона (1903- 1905), параллельно посещая и
вечерние занятия по скульптуре в Строгановском художественно-промышленном
училище (СХПУ). После окончания гимназии Фаворский в 1905 году поступил в
Мюнхенский университет. Занимаясь на искусствоведческом отделении философского
факультета, он одновременно учился в школе Ш. Холлоши и в дальнейшем считал
его своим основным учителем по искусству. Вернувшись в 1907 году в Москву,
Фаворский продолжил искусствоведческое образование в Московском университете и
в 1913 году защитил дипломную работу "Джотто и его предшественники".
Буквицы к "Суждениям господина Жерома Куньяра" А. Франса, выполненные в 1918
году, принесли Фаворскому известность. Растущая потребность нового общества в
иллюстрированной литературе подсказывала художнику основное направление
творчества. В 1920-х годах им были созданы иллюстрации к книгам
"Кремль. Свердловский зал" (1921), "Эгерия" П. П. Муратова (1921),
"Домик в Коломне" А. С. Пушкина (1922), "Рассказы о животных" Л. Н. Толстого
(1929).
Наиболее последовательно творческие принципы мастера отразились в работе над
"Книгой Руфь" (1921). Начиная с обложки, титула, шрифта и вплоть до концовки
оформление следует идее произведения, представляя единое пространственное
изображение, которое не нарушает своим вторжением внутреннюю жизнь текста, а
передает его стиль, не становясь при этом стилизацией. Стиль вещи Фаворский
определяет как отношение предмета к пространству, которое, наполняя
произведение, "создает мир в пределах, ограниченных рамой или контурами,
бесконечно сложный и цельный". В своем пластическом видении Фаворский
обнаруживает близость к византийским мозаичистам, к Микеланджело,
Врубелю. Фаворский соединяет в одном
изображении не только близкие по времени события, но подчас наполняет
пространство целыми эпохами. На фронтисписе "Книги Руфь" к дереву с
раскинувшейся кроной, восходящей к библейской символике, склонилась молодая
женщина, в линиях фигуры которой одновременно ощущаются и твердость и
покорность своему долгу стать у истоков рода Давидова, насадить древо,
увенчанное царской короной. В серии гравюр "Годы революции" (1928) все
пространство охвачено стремительным движением, калейдоскопом событий,
пульсирующим центром которых предстает фигура вождя в окружении сподвижников;
в портрете Достоевского (1929) насыщенный драматизмом фон - олицетворение
действительности - напряженно сжал фигуру писателя, а наклон его головы и
жесткие руки выражают непреклонное противодействие внешним силам.
Уже в ранних критических статьях, посвященных творчеству художника, отмечено
его особое отношение к материалу гравюры. "Архаика Фаворского, - писал в 1923
году А. М. Эфрос, - очерчивает себя эпохой первой зрелости ксилографии. Его
область - последние десятилетия XV века и немецко-нидерландская почва".
Фаворский, очищая деревянную гравюру от поздних технических и имитационных
наслоений, приведших к утере ощущения материала (дерева), подчеркивает
скульптурность гравюры, уподобляя ее рельефу.
В 1920-30-е годы Фаворский преподавал во Вхутемасе-Вхутеине, заведовал
кафедрой ксилографии. В 1923 году был избран ректором Вхутемаса; с его
руководством во многом связан расцвет этого учебного заведения в те годы.
Собственно с учебной целью были написаны основные его теоретические работы:
"Лекции по теории композиции" и курс "Теория графики".
В начале 1940-х годов произошла стилистическая переориентация в творчестве
Фаворского. Художник, отчасти вынужденный считаться с требованиями издательств,
трансформирует формальную выразительность в тонкость обработки формы,
изощренную технику штриха, психологическую глубину образов. Получив возможность
работать над наиболее интересными заказами, он концентрирует внимание на
целостном оформлении книги, связанностью ее частей. В 1950 году он создает
наиболее "монументальную" свою работу этого периода - оформляет
"Слово о полку Игореве"; затем иллюстрирует "Бориса Годунова" А. С. Пушкина
(1954-1955).
Последняя работа в области книжной графики - "Маленькие трагедии" А. С. Пушкина
(1959-1961). Впервые Фаворскому было предложено выбрать литературное
произведение и формат издания, что обусловило изобразительную свободу художника,
позволившую ему обобщить лучшие стороны своего раннего и позднего творчества.
Книге задан подчеркнуто горизонтальный строй, связывающий четыре произведения.
Все ее элементы, по словам художника, служат для выражения ее серьезности, той
страстности человеческих чувств, которой она полна. Иллюстрации к
"Каменному гостю" можно отнести к шедеврам творчества Фаворского. Ужин у Лауры
и сцена дуэли, расположенные через несколько страниц, то есть разделенные
поступательным движением литературного времени, наделены внутренней временной и
пространственной взаимосвязью. Подчеркнутая статичность первой сцены взрывается
стремительным ритмом сцены дуэли, в которой совмещены элементы предшествующего
действия, настоящей и грядущей развязки. Неубранный стол на переднем плане
напоминает о только что закончившемся спокойно ужине; следующий план -
молниеносный поединок (как у Пушкина) - порывистое настоящее; далее - Лаура,
отвернувшаяся от ужаса происходящего, но так, что изобразительно она как бы
прижимается к голове Дона Гуана - это то, что последует сразу же после дуэли;
и наконец, тень от руки и эфеса шпаги Дона Гуана, превращенная в зловещий крест,
нависший над всем происходящим, - это и есть развязка трагедии. Так в гравюрах
художника "время входит в композицию и композиция становится сложной,
многоплановой".
Фаворский и в жизни, и в общественной деятельности, несмотря на множество
тяжелых и сложных моментов, связанных с меняющимися взглядами власти на
искусство, ряд трагедий личного плана (в годы Отечественной войны у него
погибли оба сына), оставался верным своим принципам. Он воспринял и официальное
признание с достоинством мудреца (в 1962 году Фаворский стал лауреатом
Ленинской премии, в 1963-м ему присвоили звание народного художника СССР).
Однажды на вопрос своего ученика о будущем советского искусства Фаворский
ответил по-евангельски: "Нужно так: Богу Богово, а Кесарю Кесарево, - и
добавил: - Надо только, чтобы было построено пространство... Все, что мы
делаем, чему-то служит".
Елекоев М. Л.
Литература.
1. Халаминский Ю. "Владимир Андреевич Фаворский". М., 1964.
2. Фаворский В. А. "Об искусстве, о книге, о гравюре". М., 1986.
3. "В. А. Фаворский: Каталог выставки к 100-летию со дня рождения". М., 1986.
4. "В. А. Фаворский: Воспоминания современников. Письма художника.
Стенограммы выступлений". М., 1991.