Николай Иванович Уткин был внебрачным ребенком сенатора М. Н. Муравьева.
В документах же он числился сыном "недостаточных" родителей, так как мать его,
дворовую девушку, выдали замуж за камердинера И. С. Уткина.
Вскоре после рождения будущего художника семья переехала в Петербург, где в
1785 году пятилетний мальчик получил "вольную" и был определен в Воспитательное
училище при Академии художеств (АХ). Гравировальный класс, в который поступил
Уткин, возглавлял известный мастер И.-С. Клаубер. Именно он выработал в юном
воспитаннике твердость руки, умение "тянуть штрих". Уткин закреплял полученные
навыки, гравируя произведения западноевропейских мастеров и гипсовые слепки с
античных статуй. За гравирование серии "антиков" в 1800 году был удостоен
"аттестата со шпагой" и малой золотой медали, что давало ему право остаться в
АХ еще на три года для выполнения программы на большую золотую медаль. В этот
период художник создал гравированный портрет своего деда Н. А. Муравьева (1801),
который одновременно приходился дедом и будущим декабристам Муравьевым. К
ученическому периоду относятся и два вполне совершенных рисунка: портрет
М. Н. Муравьева (1803), отца художника, выполненный с оригинала Ж.-Л. Монье и
предназначенный для гравирования, а также портрет Александра I (ок. 1801),
сделанный с оригинала П.-Э. Рокштуля.
В 1802 году за работу "Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне",
гравированную с картины А.-Р. Менгса, Уткин был удостоен большой золотой
медали, а в 1803 году отправлен в Париж в качестве пенсионера АХ. Пребывание
во Франции затянулось более чем на десять лет. За это время художником была
выполнена серия гравюр с картин западноевропейских мастеров, за которую
Парижская академия искусств удостоила его золотой медали, а Петербургская АХ
присвоила звание назначенного.
Возвращению Уткина на родину помешал его арест в 1812 году: началось вторжение
наполеоновских войск в Россию, и большинство русских, не успевших покинуть
Францию, оказалось в плену. Освобожден из-под стражи художник был лишь в 1814
году, когда русские войска вошли в Париж. Тогда же в составе государевой свиты
посетил он Лондон и лишь после этого на английском корабле вернулся в Россию.
В Петербурге Уткин поселился на Фонтанке, в доме своих сводных братьев
Муравьевых. Здесь постоянно бывали Н. И. Тургенев, П. Я. Чаадаев,
И. Д. Якушкин и другие будущие декабристы, а также известные литераторы
Н. М. Карамзин, К. Н. Батюшков,
В. А. Жуковский, П. А. Вяземский,
А. С. Пушкин. В этот период Уткин выполнил акварельные портреты С. И. и М. И.
Муравьевых-Апостолов, И. Д. Якушкина, К. Н. Батюшкова.
С 1816 году художник покинул дом Муравьевых и поселился в АХ, где получил
звание профессора и возглавил гравировальный класс.
Портретная гравюра стала основным видом творчества художника, и в этой области
он был непревзойденным мастером. В 1818 году он выполнил гравированный портрет
Н. М. Карамзина (с оригинала А. Г. Варнека) для издания "Истории государства
Российского", портрет А. В. Суворова (с оригинала И.-Г. Шмидта), за который
был избран советником АХ и членом Стокгольмской академии. С карандашных
оригиналов О. А. Кипренского выполнил Уткин
портреты баснописца И. А. Крылова и знаменитой русской актрисы Е. С. Семеновой
(оба 1816). В 1827 году с живописного оригинала Кипренского был исполнен и
известный портрет А. С. Пушкина; в конце 1820-х-1830-х годов созданы портреты
А. С. Грибоедова (1829), Г. Р. Державина (1831), А. С. Шишкова (1832),
В. А. Жуковского (1837) и других литераторов и общественных деятелей. Гравюрам
Уткина свойственна творческая интерпретация оригинала, усиливающая
характеристику портретируемого. Его работы отличаются богатством и
разнообразием штриха.
Большое место в творчестве Уткина занимали гравюры для книг. Он делал виньетки
к изданию стихотворений Г. Р. Державина (1831-1833), к балладам В. А. Жуковского
(1817), к "Илиаде" в переводе Н. И. Гнедича (1829), к собранию сочинений
М. В. Ломоносова (1840) и др. В 1817 году создал 20 гравюр с медальонов
Ф. П. Толстого, посвященных Отечественной
войне 1812 года.
Музейная деятельность Уткина составляет особую страницу его биографии. Будучи
хранителем собрания эстампов Эрмитажа в течение сорока трех лет
(1817-1860), а также смотрителем музея АХ (1841-1854), он занимался
систематизацией и каталогизацией их уникальных графических коллекций.
При этом Уткин не оставлял педагогической деятельности, воспитав плеяду
замечательных русских граверов, среди которых Ф. И. Иордан, К Я. Афанасьев,
Е. И. Гейтман, А. Я. Олещинский и др.
Корнилова В. В.
Литература.
1. Амшинская А. М. "Николай Иванович Уткин". М., 1950.
2. Принцева Г. А. "Николай Иванович Уткин". Л., 1983.