Картины Александра Александровича Дейнеки (1899-1969) как бы воплощают
пафос советской истории 1920-30-х годов, ее наглядные лозунги и призывы. Радость
от торжества индустриализации и прогресса техники, вера в здоровый дух в
здоровом теле - это ощущение мира отразилось в его живописи и графике с
абсолютной полнотой и достоверностью.
До того, как стать студентом Вхутемаса (1920-1925), Дейнека учился в Харьковском
художественном училище (1915-1917), работал фотографом в угрозыске (1918),
оформлял агитпоезда и делал плакаты для курских "Окон РОСТА". Жизненный опыт и
принадлежность к новому поколению, казалось бы, диктовали ему радикальную
художественную позицию. Между тем, став членом Общества станковистов (ОСТ)
(1925), именуемого "самой левой среди правых группировок", Дейнека оказался в
ряду защитников станковой картины и, следовательно, противником авангардистской
программы "производственного искусства". Правда, культивируемая "остовцами"
картина должна была стать абсолютно новой по языку и тематике и с прежними
традициями не связанной.
Прежде всего, Дейнека не был скован живописной традицией, как таковой. Он
учился на полиграфическом отделении Вхутемаса у
В. А. Фаворского и И. И. Нивинского; работал в
плакатной и журнальной графике (в журналах "Безбожник у станка", "У станка",
"Прожектор") и в свою живопись привнес чисто графическое понимание формы. Его
картины не красочны - динамическая выразительность композиций строится на точно
выверенном линейном ритме, обретающем в лучших работах знаково-плакатную и
одновременно монументальную лаконичность ("На стройке новых цехов", 1926;
"Оборона Петрограда", 1928; "Лыжники", "Бег", обе 1934).
Динамичный ритм, подчеркнутая предметность и любовь к резким ракурсам становятся
своего рода "визитной карточкой" художника - по этим признакам безошибочно
узнается не только его книжная графика (Н. Асеев "Кутерьма", 1930), плакаты
разных лет, монументальные работы (мозаики московских станций метро
"Маяковская", 1939, "Новокузнецкая", 1943), но и более поздняя живопись
("Окраина Москвы", 1941; "Оборона Севастополя", 1942; "У моря", 1956-1957),
казалось бы уже далекая от законов "остовской" эстетики.
В творчестве Дейнеки в полной мере воплотились идеи и художественные принципы
мастеров ОСТа - "техницистов", вдохновленных новой жизнью, прежде всего ее
индустриальными и спортивными аспектами. Даже после распада объединения
(в 1931 году) художник во многом остается верен его направленности, разве что
тема спорта отчетливо выходит на первый план, обретая вполне аллегорическое
звучание: спорт как воплощение силы, здоровья и радости, символ физической, а
значит, и духовной гармонии нового человека. Но сама его живопись становится
менее конструктивно жесткой, условность композиций ближе теперь не к чертежной,
а скорее к фресковой.
Однако параллельно развивается, с годами становясь все более значимой, иная
область его творчества - камерные портреты, натурные пейзажи. В этих "малых"
жанрах, уже не будучи связан задачей дать емкий образ времени, Дейнека вдруг
обретает лиричность, человечность и талант тонкого живописца, до поры как бы
скрытый.
Ельшевская Г. В.
Литература.
1. Сысоев В. П. "Александр Дейнека" в 2-х томах. М., 1982.