Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940) - российский писатель.
Театр в жизни Булгакова занимал огромное место. Автор четырнадцати пьес, многие
из которых сразу же переводились за рубежом, инсценировщик своей и чужой прозы
("Белая гвардия", "Мертвые души", "Война и мир", "Дон Кихот"), театральный
рецензент, фельетонист и либреттист, он надеялся увидеть свои драматические
произведения напечатанными и в собственной стране, но мечта эта сбылась после
его смерти. Прижизненная сценическая судьба булгаковских драм и комедий была не
намного удачнее. В 1920-1930-е годы на сцену пробились только "Дни Турбиных",
разрешенные к исполнению в единственном театре - МХАТе (1926, режиссер
И. Судаков), всего два сезона шла "Зойкина квартира" в Театре имени
Е. Вахтангова (1926, режиссер А. Попов) и один сезон - "Багровый остров"
(1928, режиссер А. Таиров) на сцене Камерного театра, после седьмого
представления был запрещен "Мольер" во МХАТе имени М. Горького (1936, режиссер
Н. Горчаков), премьера репетировавшегося там же "Бега" так и не состоялась. Но
тем не менее именно эти спектакли, подвергавшиеся в свое время оскорбительной
критике вошли в историю советского сценического искусства, заложив основы
формирования целого явления - "Театра Булгакова".
Интерес к творчеству выдающегося российского писателя всегда оставался стойким:
его книги, постепенно выходившие в свет, тут же становились библиографической
редкостью, режиссеры, художники, актеры, композиторы и балетмейстеры искали
пути воплощения его произведений и в 1940-е, и в 1950-е, и в 1960-е, и в
1970-е годы.
Уже после смерти Михаила Булгакова МХАТ впервые поставил его пьесу "Пушкин"
("Последние дни", 1943, режиссеры В. Станицын и В. Топорков), "Бег" впервые
увидел свет рампы в Сталинградском драматическом театре (1957, режиссер
Н. Покровский), но известность приобрел все же другой "Бег", поставленный
Л. Вивьеном на сцене Ленинградского академического театра драмы имени А. С.
Пушкина (1959). В 1960-е годы к "Мольеру" дважды обращался А. Эфрос,
поставивший пьесу в Театре на Малой Бронной и на телевидении. Глубоким
проникновением в поэтику автора отличался спектакль "Мольер" в БДТ имени
М. Горького (1970, режиссер С. Юрский). Шумным успехом была отмечена премьера
"Мастера и Маргариты" в Театре драмы на Таганке (1977, режиссер Ю. Любимов). На
экраны вышли фильмы "Бег" (1971), "Иван Васильевич меняет профессию" (1973, по
пьесе "Иван Васильевич"), а на телеэкраны, помимо "Мольера", - "Дни Турбиных"
(1976) и "Собачье сердце" (1989).
Сегодня советский читатель, а вслед за ним и зритель заново открывают для себя
мир булгаковских творений. Пьесы "Адам и Ева", "Зойкина квартира",
"Багровый остров", "Блаженство", "Батум", его повести, рассказы, воспоминания,
письма, не издававшиеся прежде, ныне появляются значительными тиражами.
"Современник" и МХАТ, Театр имени Е. Вахтангова и театр-студия "Сфера" в Москве,
Театр имени Ленсовета, Театр драмы и комедии и Театр комедии имени Н. Акимова в
Ленинграде, а также многие другие коллективы страны ставят сегодня и пьесы, и
прозу Булгакова. Количество спектаклей по его произведениям свидетельствуют о
начавшемся булгаковском театральном "буме". В числе бесспорно удачных
театральных постановок последних лет - "Собачье сердце" в Московском Тюзе
(режиссер Г. Яновская, 1987).
"Театральный календарь, 1991".