Николай Александрович Бердяев
(6[18] марта 1874, Киев, - 24 марта 1948, Кламар, близ Парижа) - российский
философ. Из старинного дворянского рода. В 1884-1894 годах учился в Киевском
кадетском корпусе. В 1894 году поступил на естественный факультет Киевского
университета, в 1895 году перешёл на юридический факультет, увлёкся марксизмом.
Сблизился с Киевским социал-демократическим комитетом. В 1897 году за участие в
студенческих волнениях арестован и исключён из университета. В 1900-1902 годах
в ссылке в Вологде; в эти годы отходит от марксизма. С 1904 года в Петербурге
совместно с С. Н. Булгаковым редактирует журнал "Новый Путь". В 1900-1906 годах
происходит переход Бердяева на позиции христианского "мистического реализма",
обращённого как против государственно-церковной традиции, так и марксизма,
понимаемого в качестве религии. С 1908 года в Москве сближается с кругом
основателей Религиозно-философского общества (княгиня Е. Н. Трубецкая,
В. Ф. Эрн, П. А. Флоренский). В Революции 1905-1907 годов Бердяев увидел
"две анархии" - красную и чёрную, равно для него неприемлемые (статья
"Чёрная анархия", "Слово", 1909, 17 апреля).
Один из инициаторов и авторов сборника "Вехи". В них ответственность за
"кризис духа" в России возлагал на интеллигенцию, которую обвинил в отказе от
поиска истины и подчинении "утилитарно-общественным целям" (статья
"Философская истина и интеллигентская правда", в сборнике: "Вехи", М., 1909). В
1911 году в основном завершается формирование философской позиции Бердяева как
"метафизики свободы" ("Философия свободы", М., 1911).
28 февраля 1917 Бердяев агитирует войска, собранные в Манеже, не стрелять в
народ ("Самопознание. Опыт философской автобиографии", М., 1990, с. 212).
Февральскую революцию встретил с надеждой, увидев в её бескровности
доказательство того, что "русская абсолютная монархия не была народной и не
имела твёрдой опоры в народе" ("Русская Свобода", 1917, N 2, с. 17). Полагал,
что в России совершается "не классовая, а сверхклассовая, всенародная революция,
осуществляющая задачи общенациональные и общегосударственные" (там же, N 4,
с. 6). Такой общенациональной задачей считал продолжение войны до разрешения
"восточного вопроса, завещанного нашему поколению рядом столетий предшествующей
истории", полагал, что партии, ведущие антивоенную пропаганду, "узурпируют волю
народа ... будучи меньшинством", и "на практике интернационализм сейчас в России
означает защиту Германии и германского социализма, настроенного наиболее
империалистически" (там же, N 5, с. 9-11). Главную опасность "углубления
революции" усматривал в её уравнительном пафосе, нарастании насилия и
"мобилизации интересов", то есть классовой борьбы, что ведёт "к нравственному
падению русского народа, к атомизации русского государства и распылению русского
общества" (там же, N 12/13, с. 5).
В июне явился одним из учредителей (совместно с М. В. Родзянко, П. Б. Струве,
В. В. Шульгиным и другими) "Лиги русской культуры", которая должна была начать
"среди великого разброда и распада, в единении с пробуждённым и отрезвлённым
народом созидательную работу укрепления русской культуры и государственности в
их неподдельной благородно-национальной форме" (там же, N 9, с. 20). 9 августа
на частном Совещании общественных деятелей в Москве сделал доклад об
экономическом состоянии России, 10 августа избран в Постоянное бюро по
организации общественных сил. В начале октября Бердяев работал в комиссии по
национальным вопросам Временного Совета Российской Республики (Предпарламента),
которую характеризовал как "комиссию по разделу России" ("Народоправство", 1917,
N 16, с. 7).
Октябрьскую революцию рассматривал первоначально как несущественный эпизод
("всё происходящее в России - чистейшие призраки и галлюцинации"), лишённый
творческого потенциала, подчёркивал, что "чудовищный нигилизм, торжествующий в
этих процессах, есть явление старой России, а не творчество новой России" (там
же, N 15, с. 4-5). Считая, что в "Советах крестьянских депутатов сидят не
русские крестьяне, а наехавшие из-за границы интеллигенты, чуждые русскому
народу", Бердяев призывал к образованию "здоровой национальной демократии с
сильным инстинктом национального самосохранения ... с широким базисом в народной
массе, с расширенным социальным реформизмом в своей программе" (там же, N 16,
с. 6).
В январе 1918 года констатировал, что "русская революция одержима страстью к
уравнению, она движется чёрной завистью ко всякому ... качественному
преобладанию", в ней происходит "подбор худших и низвержение лучших. Грозит
опасность гибели нашего культурного слоя" (там же, Т 21/22, с. 5-6). Бердяев
объяснял это тем, что "не только русская интеллигенция ... но и русский народ
изменил Церкви и отпал от неё" (там же, N 23/24, с. 5).
В 1918 году избран вице-президентом Всероссийского союза писателей. Зимой
1918/19 годов организовал Вольную академию духовной культуры, где читал лекции
по философии и богословию. В статье "Духи русской революции" в сборнике
"Из глубины" (М.-П., 1918; издание было запрещено; опубликовано в СССР в 1990),
продолжающем идеи сборника "Вехи", Бердяев предложил искать разгадку жестокости
русской революции в особенностях духовного склада русского народа, раскрытых
Н. В. Гоголем, Ф. М. Достоевским и Л. Н. Толстым.
В 1920 году арестован по делу "Тактического центра", допрашивался лично
Ф. Э. Дзержинским и был выпущен. В сентябре 1922 года выслан из России, до
1924 года жил в Берлине, затем под Парижем (Кламар). Основал и редактировал
журнал "Путь" (1925-1940).
Политические деятели России 1917
Н. Л. Соколов.
Рубрикон
* * * * * * * * * * * * * * *
Николай Александрович Бердяев (1874-1948) - крупнейший русский философ
первой половины XX века. Он родился в Киевской губернии. Поступил на юридический
факультет Киевского университета, но в 1898 году был арестован как участник
социалистического движения. В молодости - марксист, но вскоре разочаровался в
Марксе и заинтересовался философией Вл. Соловьева, а затем разработал свое
собственное миросозерцание. В 1922 году по идеологическим причинам был выслан из
Советской России за границу, вместе с другими представителями русской
интеллигенции. После этого жил в Берлине, затем переехал в Париж. В 1926 году
основал журнал "Путь" и был его главным редактором до 1939 года.
Бердяев написал огромное количество книг и статей. Библиография его произведений
сама составляет целый том объемом в 10 печатных листов. Наиболее значительные
философские произведения Бердяева следующие:
"Субъективизм и идеализм в общественной философии. Критический этюд о
Н. К. Михайловском" (1900), "С точки зрения вечности" (1907),
"Философия свободы" (1911), "Смысл творчества. Опыт оправдания человека"
(1916), "Философия неравенства" (1923), "Смысл истории" (1923),
"Философия свободного духа, христианская проблематика и апологетика" (1929),
"Судьба человека (опыт парадоксальной этики)" (1931),
"Русская мысль: главные проблемы русской мысли в девятнадцатом и в
начале двадцатого столетия" (1946), "Опыт эсхатологической метафизики" (1947).
Его произведения переведены на многие языки мира.
Основная тема трудов Бердяева - духовное бытие человека. По его мнению,
духовность человека тесно связана с божественной духовностью. Его учению
противоположны концепции теизма и пантеизма, являющиеся выражением
натуралистической религиозной философии.
В основе определенного мировоззрения, по мысли Бердяева, лежит соотношение духа
и природы. Дух - это название для таких понятий, как жизнь, свобода, творческая
деятельность, природа - это вещь, определенность, пассивная деятельность,
неподвижность. Дух не представляет собой ни объективную, ни субъективную
реальность, его познание осуществляется с помощью опыта. Природа же - нечто
объективное, множественное и делимое в пространстве. Поэтому к природе
относится не только материя, но и психика.
Бог выступает как духовное начало. Божественное иррационально и сверх
рационально, оно не нуждается в рациональном доказательстве своего
существования. Бог находится за пределами естественного мира и выражается
символически. Бог сотворил мир из ничто. Ничто - это не пустота, а некий
первичный принцип, который предшествует Богу и миру и не содержит никакой
дифференциации, первичный хаос (Ungrund). Это понятие Бердяев заимствовал у
Якоба Беме, отождествляя его с божественным ничто. Порождение мира у Бердяева
тесно связано с его решением проблемы свободы.
Для Бердяева существует три вида свободы: первичная иррациональная свобода
(произвольность), рациональная свобода (исполнение морального долга), свобода,
пронизанная любовью к Богу. Иррациональная свобода содержится в "ничто", из
которого Бог создал мир. Бог-творец возникает из божественного ничто, а уже
потом Бог-творец создает мир. Поэтому свобода не создается Богом, так как она
коренится уже в божественном ничто. Бог-творец не ответственен за ту свободу,
которая порождает зло. "Бог-создатель, - пишет Бердяев, - является всемогущим
над бытием, над сотворенным миром, но у него нет власти над небытием, над
несотворенной свободой". Во власти свободы создавать и добро и зло. Поэтому, по
мнению Бердяева, действия человека абсолютно свободны, так как неподвластны
Богу, который не может даже их предвидеть. Бог не оказывает никакого влияния на
волю человеческих существ, поэтому не обладает всемогуществом и всеведением, а
лишь помогает человеку в том, чтобы его воля становилась добром. Если бы дело
обстояло не таким образом, то Бог был бы ответственным за зло, совершаемое на
земле и тогда бы теодицея не была бы возможна.
Религиозная философия Бердяева тесно связана с его социальными концепциями, а
связующим звеном выступает личность и ее проблемы. Поэтому в своих произведениях
Бердяев много внимания уделяет рассмотрению места личности в обществе и
теоретическому анализу всего того, что связано с личностью. Для Бердяева
личность не является частью общества, наоборот, общество - часть личности.
Личность - это такой творческий акт, в котором целое предшествует частям.
Основа человеческой личности - бессознательное, восходящее через сознательное к
сверхсознательному.
В человеке постоянно существует божеское, а в Божестве - человеческое.
Творческая деятельность человека - это дополнение к божественной жизни. Человек
представляет собой "двойственное существо, живущее как в мире феноменов, так и в
мире ноуменов" [Опыт эсхатологической метафизики. С. 79]. Поэтому и возможно
проникновение ноуменов в феномены, "мира невидимого - в мир видимый, мир
свободы - в мир необходимости" [С. 67]. Это означает победу духа над природой;
освобождение человека от природы - это победа его над рабством и смертью.
Человек - прежде всего духовная субстанция, которая не является объектом.
Человек имеет большую ценность, чем общество, государство, нация. И если
общество и государство ущемляют свободу личности, то его право оградить свою
свободу от этих посягательств.
Бердяев рассматривает существующую в обществе этику как узаконенные нравственные
правила, которым подчиняется повседневная жизнь человека. Но эта узаконенная
этика, "этика закона", этика узаконенного христианства наполнена условностями и
лицемерием. В этике он видит садистские наклонности и нечистые подсознательные
мотивы своих требований. Поэтому не отменяя и не отбрасывая эту повседневную
этику, Бердяев предлагает более высокую стадию нравственной жизни, которая
основывается на искуплении и любви к Богу. Эта этика связана с появлением
Богочеловека в мире и проявлением любви к грешникам. В мире существует
иррациональная свобода, которая коренится в Ungrund, а не в Боге. Бог вступает в
мир, в его трагедию и хочет помочь людям своей любовью, стремится добиться
единства любви и свободы, что должно преобразовать и обожествить мир. "Бог сам
стремится к тому, чтобы страдать с миром" [Т. l.C. 251].
По Бердяеву, исторический процесс развития общества - это борьба добра и
иррациональной свободы, это - "драма любви и свободы, развертывающаяся между
Богом и Его другим Я, которое он любит и для которого Он жаждет взаимной любви"
[Смысл истории. С. 52]. "Три силы действуют во всемирной истории: Бог, судьба и
человеческая свобода. Вот почему история является столь сложной. Судьба
превращает человеческую личность в арену иррациональных сил истории...
Христианство признает, что судьба может быть преодолена только через Христа"
[Опыт эсхатологической метафизики]. Победа иррациональной свободы приводит к
распаду действительности и возвращению к первоначальному хаосу.
Выражение победы иррациональной свободы - революции, которые представляют собой
крайнюю степень проявления хаоса. Революции не создают ничего нового, они лишь
разрушают уже созданное. Только после совершения революции, в период реакции
происходит процесс творческого преобразования жизни, но любые проекты,
основанные на принуждении, терпят провал. В современную эпоху, стремящуюся к
освобождению творческих сил человека, природа рассматривается как мертвый
механизм, который следует подчинить себе. Для этого используются все достижения
науки и техники.
Машинное производство поставлено на службу человеку с целью борьбы с природой,
но эта машинная техника разрушает также и самого человека, потому что он
утрачивает свой индивидуальный образ. Человек, руководствуясь нерелигиозным
гуманизмом, начинает терять свою человечность. Если человек отвергает более
высокий нравственный идеал и не стремится к осуществлению в себе образа Бога,
то становится рабом всего низменного, превращается в раба новых форм жизни,
основанных на принудительном служении личности обществу для удовлетворения своих
материальных нужд, что достигается при социализме.
В принципе Бердяев не против социализма, но он за такой социализм, при котором
"будут признаны высшие ценности человеческой личности и ее право на достижение
полноты жизни" [Бердяев Н. А. "Проблемы человека"]. Но это всего лишь
социалистический идеал, отличающийся от реальных проектов построения социализма,
которые при их осуществлении порождают новые противоречия в общественной жизни.
Тот реальный социализм, который стремятся претворить в жизнь, по мнению
Бердяева, никогда не приведет к установлению прокламируемого им равенства,
наоборот, породит новую вражду между людьми и новые формы угнетения. При
социализме, даже если он устранит голод и нищету, никогда не будет решена
духовная проблема. Человек все равно будет "лицом к лицу, как и раньше, с тайной
смерти, вечности, любви, познания и творчества. Действительно, можно сказать,
что более рационально устроенная общественная жизнь, трагический элемент жизни -
трагический конфликт между личностью и смертью, временем и вечностью - будет
возрастать по своей напряженности" [Бердяев Н. А. "Дух и реальность"].
Много внимания в своих произведениях Бердяев уделял России. Он писал что
"самим Богом предназначено, чтобы Россия стала великим целостным единством
Востока и Запада, но по своему действительному эмпирическому положению она
представляет собой неудачную смесь Востока и Запада". Для Бердяева беды России
коренятся в неправильном соотношении в ней мужского и женского начал. Если у
западных народов мужское начало возобладало в основных силах народа, чему
способствовал католицизм, который воспитал дисциплину духа, то "русская душа
оставалась неосвобожденной, она не осознавала каких-либо пределов и простиралась
беспредельно. Она требует всего или ничего, ее настроение бывает либо
апокалипсическим, либо нигилистическим, и она поэтому неспособна воздвигать
половинчатое "царство культуры". В книге "Русская мысль" Бердяев описывает эти
черты национальной русской мысли, которые направлены на "эсхатологическую
проблему конца", на апокалипсическое чувство надвигающейся катастрофы.
Философия Бердяева представляет собой наиболее яркое выражение русской
философии, в которой сделана очередная попытка выразить христианское
мировоззрение в своей оригинальной форме.
Л. В. Блинников "Великие философы". Словарь-справочник, 2000.