Александр Васильевич Мосолов (1900, Киев - 1973, Москва), композитор,
пианист. Из семьи адвоката. С 1903 года в Москве. После смерти отца мать
Мосолова - Нина Александровна - певица, выступавшая в Большом театре в
1903-1905 годах под псевдонимом Миллер (1882-1953), вышла замуж за художника
Михаила Варфоломеевича Леблана (1875-1940). Семья поселилась на Большой Бронной
улице, 3. В доме часто собирались представители московской интеллигенции:
Р. М. Глиэр с супругой, М. А. Оленина-д'Альгейм и др. Мосолов учился в
10-й мужской гимназии на Большой Никитской улице. В 1918 году добровольно ушёл
на фронт в 1-й Московский кавалерийский полк Красной Гвардии. В 1921 году
(или 1922) был принят в Московскую консерваторию в класс свободного сочинения
Глиэра, затем Н. Я. Мясковского; одновременно занимался фортепьяно у
Г. П. Прокофьева, позже у К. Н. Игумнова. За годы обучения (до 1925) создал
серию романсов, четыре фортепьянные сонаты. В 1925 году избран действительным
членом Ассоциации современной музыки. Расцвет творчества Мосолова, тесно
связанный с идеями новой, "современной" музыки, в том числе с концепцией
конструктивизма, падает на 1926-1928 годы. Концерты из произведений Мосолова
чаще всего проходили в зале Государственной академии художественных наук (ГАХН)
на Пречистенке, 32. Вся семья Мосолова принимала участие в музыкальных собраниях
ГАХН: он сам, его мать, жена - пианистка Екатерина Фёдоровна Колобова
(1892-1948; прославилась в Москве исполнением музыки российских авангардистов),
к которой Мосолов переехал в д. 13 по Дурновскому переулку. В эти годы написаны
и исполнены в Москве лучшие сочинения Мосолова: Концерт № 1 для фортепьяно и
малого оркестра (опус 14, 1927), симфонический эпизод "Завод. Музыка машин"
(опус 19, 1926-1928); циклы для голоса и фортепьяно: "Три детские сценки"
(опус 18, 1926; на собственные тексты), "Четыре газетных объявления"
(опус 21, 1926; тексты из "Известий"). Другая часть значительных сочинений
Мосолова при его жизни никогда не исполнялась (в том числе 1-й струнный квартет,
камерная опера "Герой", 1928); большое количество его ранних произведений
утрачено.
В 1927 году началась травля Мосолова со стороны деятелей Российской ассоциации
пролетарских музыкантов (РАПМ). Наряду с названными сочинениями объектом
уничтожающей критики стал 4-й акт балета "Четыре Москвы", заказанного в
1926 году четырём композиторам: Л. А. Половинкину, Ан. Н. Александрову,
Д. Д. Шостаковичу и Мосолову. Произведения Мосолова перестали исполняться и
печататься. В ноябре 1937 года Мосолов был арестован, обвинён в антисоветской
пропаганде и заключён в лагеря (Рыбинский район). Письмо М. И. Калинину
(март 1938) учителей Мосолова - Глиэра и Мясковского в его защиту, вероятно,
содействовало освобождению Мосолова в августе 1938 года с ограничением
проживания за 101-м км от Москвы. С ноября 1942 года Мосолов снова в Москве. В
это время написаны оперы ("Сигнал", 1941; "Маскарад", около 1944), концерты:
для арфы с оркестром (исполнен в 1939), для виолончели с оркестром; несколько
симфоний, вокально-оркестровые произведения на патриотические темы, в том числе
оратория "Москва" (1947). После 1949 года творческая манера Мосолова заметно
изменилась. Встреча с Н. К. Мешко - руководительницей Северного народного хора
обратила интересы Мосолова к сочинениям для хоров - академических и народных.
Последним значительным сочинением композитора стала 5-я симфония для большого
оркестра (1965), посвящённая Мешко. Жил на Ленинском проспекте, 64/2.
Похоронен на Введенском кладбище.
И.А. Барсова.
Энциклопедия "Москва"
Рубрикон