Иван Сергеевич Тургенев [28 октября (9 ноября) 1818, Орел - 22 августа
(3 сентября) 1883, Буживаль, близ Парижа; похоронен на Волковом кладбище в
Санкт-Петербурге], русский писатель.
Воспитание чувств.
По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная
Лутовинова, - богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд
Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося
тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 году семья
переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших
домашних учителей, затем, в 1833 году, поступает на словесное отделение
Московского университета, в 1834 году переходит на историко-филологический
факультет Санкт-Петербургского университета. Одно из сильнейших впечатлений
ранней юности (1833) - влюбленность в княжну Е. Л. Шаховскую, переживавшую в
эту пору роман с отцом Тургенева, - отразилось в повести "Первая любовь" (1860).
В 1836 году Тургенев показывает свои стихотворные опыты в романтическом духе
литератору пушкинского круга, университетскому профессору П. А. Плетневу; тот
приглашает студента на литературный вечер (в дверях Тургенев столкнулся с
А. С. Пушкиным), а в 1838 году печатает в "Современнике" тургеневские
стихотворения "Вечер" и "К Венере Медицийской" (к этому моменту Тургеневым
написано около сотни стихотворений, в основном не сохранившихся, и драматическая
поэма "Стено").В мае 1838 года Тургенев отправляется в Германию (желание
пополнить образование соединилось с неприятием российского уклада, основанного
на крепостном праве). Катастрофа парохода "Николай I", на котором плыл Тургенев,
будет описана им в очерке "Пожар на море" (1883; на французском языке). До
августа 1839 года Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете,
занимается классическими языками, пишет стихи, общается с Т. Н. Грановским,
Н. В. Станкевичем. После короткого пребывания в России в январе 1840 года
отправляется в Италию, но с мая 1840 по май 1841 года он вновь в Берлине, где
знакомится с М. А. Бакуниным. Прибыв в Россию, он посещает имение Бакуниных
Премухино, сходится с этой семьей: вскоре начинается роман с Т. А. Бакуниной,
что не мешает связи со швеей А. Е. Ивановой (в 1842 году она родит Тургеневу
дочь Пелагею). В январе 1843 года Тургенев поступает на службу в Министерство
внутренних дел.
Вокруг "Записок охотника".
В 1843 году появляется поэма на современном материале "Параша", получившая
высокую оценку В. Г. Белинского. Знакомство с критиком, перешедшее в дружбу
(в 1846 году Тургенев стал крестным его сына), сближение с его окружением (в
частности, с Н. А. Некрасовым) изменяют его литературную ориентацию: от
романтизма он обращается к иронико-нравоописательной поэме ("Помещик", "Андрей",
обе 1845) и прозе, близкой принципам "натуральной школы" и не чуждой влиянию
М. Ю. Лермонтова ("Андрей Колосов", 1844; "Три портрета", 1846; "Бретер", 1847).
1 ноября 1843 года Тургенев знакомится с певицей
Полиной Виардо (Виардо-Гарсия), любовь к
которой во многом определит внешнее течение его жизни. В мае 1845 года Тургенев
выходит в отставку. С начала 1847 по июнь 1850 года он живет за границей (в
Германии, Франции; Тургенев - свидетель французской революции 1848 года):
опекает больного Белинского во время его путешествия; тесно общается с
П. В. Анненковым, А. И. Герценом, знакомится с Ж. Санд, П. Мериме, А. де Мюссе,
Ф. Шопеном, Ш. Гуно; пишет повести
"Петушков" (1848), "Дневник лишнего человека" (1850), комедии "Холостяк" (1849),
"Где тонко, там и рвется", "Провинциалка" (обе 1851), психологическую драму
"Месяц в деревне" (1855). Главное дело этого периода - "Записки охотника",
цикл лирических очерков и рассказов, начавшийся с рассказа "Хорь и Калиныч"
(1847; подзаголовок "Из записок охотника" был придуман И. И. Панаевым для
публикации в разделе "Смесь" журнала "Современник"); отдельное двухтомное
издание цикла вышло в 1852 году, позднее добавлены рассказы "Конец Чертопханова"
(1872), "Живые мощи", "Стучит" (1874). Принципиальное многообразие человеческих
типов, впервые выделенных из прежде не замечаемой или идеализируемой народной
массы, свидетельствовало о бесконечной ценности всякой неповторимой и свободной
человеческой личности; крепостной порядок представал зловещей и мертвой силой,
чуждой природной гармонии (детализированная конкретика разнородных пейзажей),
враждебной человеку, но неспособной уничтожить душу, любовь, творческий дар.
Открыв Россию и русского человека, положив начало "крестьянской теме" в
отечественной словесности, "Записки охотника" стали смысловым фундаментом всего
дальнейшего творчества Тургенева: отсюда тянутся нити и к исследованию феномена
"лишнего человека" (проблема, намеченная в "Гамлете Щигровского уезда"), и к
осмыслению таинственного ("Бежин луг"), и к проблеме конфликта художника с
душащей его обыденностью ("Певцы").
1850-е годы. Литературное окружение.
В апреле 1852 года за отклик на смерть Н. В. Гоголя, запрещенный в Петербурге и
опубликованный в Москве, Тургенев по высочайшему повелению посажен на съезжую
(там был написан рассказ "Муму"). В мае выслан в Спасское, где живет до декабря
1853 года (работа над неоконченным романом, повестью "Два приятеля", знакомство
с А. А. Фетом, активная переписка с С. Т. Аксаковым и литераторами из круга
"Современника"); в хлопотах об освобождении Тургенева важную роль сыграл
А. К. Толстой. До июля 1856 года Тургенев живет в России: зимой по преимуществу
в Петербурге, летом в Спасском. Его ближайшая среда - редакция "Современника";
состоялись знакомства с И. А. Гончаровым, Л. Н. Толстым и А. Н. Островским;
Тургенев принимает участие в издании "Стихотворений" Ф. И. Тютчева (1854) и
снабжает его предисловием. Взаимное охлаждение с далекой Виардо приводит к
краткому, но едва не закончившемуся женитьбой роману с дальней родственницей
О. А. Тургеневой. Публикуются повести "Затишье" (1854), "Яков Пасынков" (1855),
"Переписка", "Фауст" (обе 1856).
Романы.
"Рудиным" (1856) открывается серия тургеневских романов, компактных по объему,
разворачивающихся вокруг героя-идеолога, журналистски точно фиксирующих
актуальную социально-политическую проблематику и, в конечном итоге, ставящих
"современность" перед лицом неизменных и загадочных сил любви, искусства,
природы. Воспламеняющий аудиторию, но неспособный на поступок "лишний человек"
Рудин; напрасно грезящий о счастье и приходящий к смиренному самоотвержению и
надежде на счастье для людей нового времени Лаврецкий ("Дворянское гнездо",
1859; события происходят в обстановке близящейся "великой реформы");
"железный" болгарин-революционер Инсаров, становящийся избранником героини
(то есть России), но "чужой" и обреченный смерти ("Накануне", 1860);
"новый человек" Базаров, скрывающий за нигилизмом романтический бунт
("Отцы и дети", 1862; пореформенная Россия не освобождается от вечных проблем,
а "новые" люди остаются людьми: "дюжинные" будут жить, а захваченные страстью
или идеей - погибнут); зажатые меж "реакционной" и "революционной" пошлостью
персонажи "Дыма" (1867); революционер-народник Нежданов, еще более "новый"
человек, но по-прежнему неспособный ответить на вызов изменившейся России
("Новь", 1877); все они, вкупе с второстепенными персонажами (при индивидуальном
несходстве, различии нравственно-политических ориентаций и духовного опыта,
разной степени близости к автору), состоят в тесном родстве, совмещая в разных
пропорциях черты двух вечных психологических типов - героического энтузиаста,
Дон Кихота, и поглощенного собой рефлектера, Гамлета.
В скитаниях.
Отбыв за границу в июле 1856 года, Тургенев попадает в мучительный водоворот
двусмысленных отношений с Виардо и воспитывавшейся в Париже дочерью. После
трудной парижской зимы 1856-1857 годов (завершена мрачноватая
"Поездка в Полесье") он отправляется в Англию, затем в Германию, где пишет
"Асю", одну из наиболее поэтичных повестей, поддающуюся, впрочем, истолкованию в
общественном ключе (статья Н. Г. Чернышевского "Русский человек на rendez-vous",
1858), а осень и зиму проводит в Италии. К лету 1858 года он в Спасском; в
дальнейшем нередко год Тургенева будет члениться на "европейский, зимний" и
"российский, летний" сезоны. После "Накануне" и посвященной роману статьи
Н. А. Добролюбова "Когда же придет настоящий день?" (1860) происходит разрыв
Тургенева с радикализировавшимся "Современником" (в частности, с
Н. А. Некрасовым; их взаимная враждебность сохранялась до конца). Конфликт с
"молодым поколением" усугубился романом "Отцы и дети" (памфлетная статья
М. А. Антоновича "Асмодей нашего времени" в "Современнике", 1862; так
называемым "расколом в нигилистах" во многом мотивирована позитивная оценка
романа в статье Д. И. Писарева "Базаров", 1862). Летом 1861 года произошла ссора
с Л. Н. Толстым, едва не обернувшаяся дуэлью (примирение в 1878 году). В повести
"Призраки" (1864) Тургенев сгущает намечавшиеся в "Записках охотника" и "Фаусте"
мистические мотивы; эта линия получит развитие в "Собаке" (1865), "Истории
лейтенанта Ергунова" (1868), "Сне", "Рассказе отца Алексея" (оба 1877),
"Песни торжествующей любви" (1881), "После смерти (Клара Милич)" (1883). Тема
слабости человека, оказывающегося игрушкой неведомых сил и обреченного небытию,
в большей или меньшей мере окрашивает всю позднюю прозу Тургенева; наиболее
прямо она выражена в лирическом рассказе "Довольно!" (1865), воспринятом
современниками как свидетельство (искреннее или кокетливо-лицемерное)
ситуативно обусловленного кризиса Тургенева.
Слава и грусть.
В 1863 году происходит новое сближение Тургенева с Полиной Виардо; до 1871 года
они живут в Бадене, затем (по окончании франко-прусской войны) в Париже.
Тургенев близко сходится с Г. Флобером и через него с Э. и Ж. Гонкурами,
А. Доде, Э. Золя, Г. де Мопассаном; он принимает на себя функцию посредника
между русской и западными литературами. Растет его общеевропейская слава: в
1878 году на международном литературном конгрессе в Париже писатель избран
вице-президентом; в 1879 году он - почетный доктор Оксфордского университета.
Тургенев поддерживает контакты с русскими революционерами (П. Л. Лавровым,
Г. А. Лопатиным) и оказывает материальную поддержку эмигрантам. В 1880 году
Тургенев участвует в торжествах в честь открытия памятника Пушкину в Москве. В
1879-1881 годах старый писатель переживает бурное увлечение актрисой
М. Г. Савиной, окрасившее его последние приезды на родину. Наряду с рассказами о
прошлом ("Степной король Лир", 1870; "Пунин и Бабурин", 1874) и упомянутыми
выше "таинственными" повестями в последние годы жизни Тургенев обращается к
мемуаристике ("Литературные и житейские воспоминания", 1869-1880) и
"Стихотворениям в прозе" (1877-1882), где представлены едва ли не все основные
темы его творчества, а подведение итогов происходит словно бы в присутствии
близящейся смерти. Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной
болезни (рак спинного мозга). Похороны в Петербурге вылились в массовую
манифестацию.
А. С. Немзер