Павел Дмитриевич Корин (1892-1967) - одна из самых крупных, сложных и
трагических фигур в русском искусстве XX века. Родился он в знаменитом селе
Палех в семье потомственных иконописцев. Жизненная стезя была предопределена.
Однако талант требовал развития. Корин перебирается в Москву, в 1911 году
становится помощником
Михаила Васильевича Нестерова в работе
над росписью церкви Марфо-Мариинской обители. Встреча с Нестеровым, понимавшим
искусство как духовный подвиг, а также другая "встреча" - с творчеством
Александра Андреевича Иванова,
преклонение перед его подвижнической жизнью укрепили в Корине
мечту отдать всю жизнь служению искусству, достичь высот мастерства, стать
продолжателем великих традиций русской живописи.
В 1916 году Корин заканчивает Московское училище живописи, ваяния и зодчества
(МУЖВЗ), но, неудовлетворенный своими первыми самостоятельными работами,
осознает, сколь далек заветный идеал, сколь труден путь к намеченной цели. В
1918-1925 годах, в самый разгар смуты в стране и в искусстве, Корин словно
несет добровольное послушание: много рисует, копирует, изучает анатомию. Он
убежден, что новые и новейшие художественные течения не расширяют, а резко
сужают возможности художника, не дают ему в руки достаточных пластических
средств, что это движение не вверх, а вниз.
В 1925 году Корин, как некогда А. А. Иванов, обретает свою тему. В апреле
этого года умирает патриарх Тихон. В Москву на его похороны собирается вся
православная Россия. Потрясенный увиденным ученик Нестерова, православный
русский человек, Павел Корин осознает себя художником этой России, казалось бы
обреченной, но продолжающей жить, уверенной в своей духовной правоте. Он
задумывает изобразить крестный ход во время похорон патриарха.
Вскоре началась работа над подготовительными этюдами к картине, которую Корин
назвал "Реквием". Одновременно художник создает первую крупную работу -
панорамный пейзаж "Моя родина" (1928). Это вид на Палех издали. Корин словно
прикасается к родной земле, набираясь сил для воплощения грандиозного замысла.
Он вновь словно клянется в верности великой национальной традиции, своим
постоянным учителям - А. А. Иванову и М. В. Нестерову.
Работа над этюдами к большой картине заняла десять лет. Последний портрет -
митрополита Сергия, будущего патриарха - написан в 1937 году. Исполненные с
редкой для искусства XX века пластической мощью этюды вместе составляют
уникальную портретную серию. Православная Русь - от нищего до высших церковных
иерархов - предстает перед зрителем. Персонажи объединены общим состоянием,
полны внутреннего духовного огня, но каждый обладает индивидуальным характером.
В 1931 году мастерскую Корина неожиданно посещает М. Горький. От него картина
получила новое название - "Русь уходящая", что исказило первоначальный замысел,
но и "прикрыло" художника от возможных нападок. Благодаря Горькому, братья
Павел и Александр Корины едут в Италию. Там они изучают работы старых мастеров,
Павел Дмитриевич пишет пейзажи и известный портрет Горького (1932). В это
время окончательно складывается живописный стиль Корина: мощная пластическая
лепка, чеканная и обобщенная форма, сдержанная и одновременно насыщенная
цветовая гамма с введением отдельных цветовых акцентов, живопись плотная,
многослойная, с использованием лессировок (Корин - блестящий знаток техники
живописи).
После смерти Горького в 1936 году обстоятельства жизни художника резко
изменились, он фактически был вынужден прекратить работу над картиной. Уже
подготовленный огромный холст так и остался нетронутым. Эскиз показывает, что
"Русь уходящая" могла стать самым значительным произведением русской живописи
после 1917 года, исполненным мощи и символического значения. Это Церковь,
выходящая на бой. В центре - три патриарха, Тихон, Сергий и Алексий,
современником которых был Корин. Перед ними митрополит в красном пасхальном
облачении (Пасха - праздник Воскресения и вечной жизни). Огромный архидиакон
непомерно (и намеренно) длинной рукой вздымает вверх кадило жестом, означающим
начало литургии: "Благослови кадило, Владыка!" - но обращается не к патриархам,
как того требует обычай, а как бы прямо к Богу. Это Церковь, "уходящая" в
вечность.
По сути, те же качества духовного подвижничества подчеркивает Корин в портретах
деятелей культуры и науки, заказ на которые художник получает в 1939 году.
Среди портретируемых - М. В. Нестеров, А. Н. Толстой, актеры В. И. Качалов,
Л. М. Леонидов, пианист К. Н. Игумнов; после войны к ним добавились портреты
М. С. Сарьяна, С. Т. Коненкова, Кукрыниксов, итальянского живописца Р. Гуттузо.
При всем мастерстве и силе этих произведений, в самой их живописи есть ощущение
трагического надрыва, живопись как бы замыкается и кристаллизуется, уходит
непосредственность, картины словно закованы в броню гладких, плотных мазков.
Это естественно. И сам Корин чувствует себя воином, постоянно отражающим
натиск враждебных сил.
В годы Великой Отечественной войны художник обращается к исторической теме,
работать над которой он продолжал до самой смерти. Образы воинов - защитников
не просто родной земли, но духовных идеалов России - привлекают Корина. Таков
Александр Невский - центральная фигура знаменитого одноименного триптиха (1942),
- в котором живут черты и святых с древнерусских икон, и могучих героев
итальянского Возрождения.
Всю жизнь Корин вел бой. Как художник. Как собиратель обреченных на гибель
произведений древнерусского искусства. Как выдающийся реставратор, которому
человечество обязано спасением многих великих произведений, в том числе
шедевров Дрезденской галереи. Как общественный деятель - защитник культурных
памятников России. Но одержать главную победу - завершить труд, к которому он
сознавал себя призванным, - Корину не удалось.
Дзяк А. В.
Литература.
1. Михайлов А. И. "Павел Корин". М., 1965.
2. "П. Д. Корин: Альбом". М., 1972.
3. Корин П. Д. "Письма из Италии". М., 1981.
4. Разгонов С. "Высота. Жизнь и дела Павла Корина". М., 1982.
5. "П. Д. Корин об искусстве: Статьи. Письма. Воспоминания о художнике". М.,
1988.