Иван Фомич Хруцкий, поляк по национальности, белорус по месту рождения,
окончательно сформировался как художник в русле русской академической школы.
Его дарование было скромным, однако весьма характерным для мастера
салонно-академического направления, работавшего на рынок и ориентировавшегося
на вкусы широких слоев публики. В историю русского искусства Хруцкий вошел
своими натюрмортами - эффектными композициями, где предметы выписаны с
иллюзионистической точностью. Эти его работы, выполненные в 1830-х годы -
период формирования и распространения натюрморта в России, имели большой успех
у публики и породили волну подражаний.
О ранних годах жизни Хруцкого известно не много. Среднее художественное
образование он получил в Полоцком лицее. В 1827 году Хруцкий приезжает в
Петербург и в 1830 году поступает в Академию художеств (АХ). Здесь прямо или
опосредованно он усваивает уроки таких мастеров, как А. Г. Варнек,
М. Н. Воробьев,
К. П. Брюллов,
Ф. А. Бруни.
К 1832 году относятся первые датированные этюды художника - "Натюрморт с вазой"
и "Натюрморт с птичкой". К ним примыкает группа других подобных же работ
("Плоды и птичка", 1833; "Фрукты", 1834; "Виноград и фрукты",
"Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном", б. г.), отличающихся довольно
простыми композициями. Так обозначается главное направление творчества Хруцкого
этого периода - работа над натюрмортом, именуемым в официальных документах
как "живопись цветов и фруктов".
От ранних незатейливых постановок, состоящих лишь из нескольких предметов,
Хруцкий на удивление быстро приходит к довольно значительным по размерам
натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество
разнообразных овощей, плодов и цветов ("Цветы и плоды", 1836, 1839;
"Натюрморт со свечой", "Цветы и фрукты", "Плоды, фрукты, битая дичь", все
1830-х, и др.). Эти произведения вызывали восхищение зрителей и
критиков-профессионалов. Успех работ способствовал тому, что художник повторял
некоторые из них с незначительными изменениями, добавляя "новые" предметы:
подсвечник с горящей свечой либо тлеющую сигару, спички в бумажной обертке,
обрывок расходного счета с лежащей на нем мелочью. Это вносило в композицию
атмосферу человеческого присутствия. Академический Совет отметил натюрморты
Хруцкого: в 1836 году он был удостоен большой серебряной медали.
В том же 1836 году ему было присвоено звание свободного художника "во внимание
к хорошим сведениям <...> в ландшафтной живописи". Ученик М. Н. Воробьева,
Хруцкий не оставляет пейзажной живописи на протяжении всего последующего
творчества ("Вид на Елагином острове в Петербурге", 1839; "Вид в имении", 1847,
и др.). Пейзаж часто служил фоном в его портретах и жанровых полуфигурах. Так,
в наиболее значительной работе 1830-х годов - "Портрете жены с цветами и
фруктами" (1838) - молодая женщина изображена у стола, заставленного корзинами
с плодами, графином с водой и букетом в керамической вазе. Фоном для всей
сцены служит осенний пейзаж, решенный в багряных тонах. Подобная композиция,
представляющая собой некий синтез жанрового портрета, натюрморта и пейзажа,
появилась у Хруцкого как дань своеобразному порождению русской живописи
романтической эпохи. Такие жанровые полуфигуры писали тогда многие художники:
О. А. Кипренский, К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни,
А. В. Тыранов и др. В творчестве некоторых живописцев
(А. Г. Венецианов,
В. А. Тропинин) они составили едва ли не главное
направление. И если "Портрет жены" стоит ближе к академическому направлению,
представленному работами К. П. Брюллова и Ф. А. Бруни, то картина
"Старуха, вяжущая чулок" (1838) сближает Хруцкого с художниками, не имевшими
академического образования, - А. Г. Венециановым и особенно В. А. Тропипиным.
За эту свою работу Хруцкий получил малую золотую медаль. В 1839 году он был
удостоен звания академика живописи. Причем остается неясным, получил ли
художник звание за конкретную работу, или же его удостоили звания "как
известного Академии отличными трудами в портретной, пейзажной и особенно
живописи плодов и овощей". Так или иначе, но с этого времени Хруцкий перестает
писать эффектные натюрморты-картины. Происходят в жизни художника и другие,
гораздо более важные события. После смерти отца он оставляет Петербург и около
1840 года возвращается в Белоруссию в родительское имение Захареничи Полоцкой
губернии. Однако он не оставляет занятий живописью, хотя теперь в его работах
преобладает иная ориентация, иные направления. Много внимания художник отдает
выполнению церковных заказов. По настоянию своего покровителя, униатского
митрополита Иосифа Семашко, он пишет иконостасы для униатских храмов Вильнюса,
Каунаса и других литовских городов. Работает он и как пейзажист ("Вид в имении",
1847, и др.). В этот период Хруцкий принимает участие в издании так
называемого Вильнюсского альбома И. Вильчинского - серии литографированных
городских видов, выпушенных в Париже.
Еще одна линия творчества художника в это время представлена изображением
интерьеров - своеобразным жанром "в комнатах" ("Мастерская художника", б. г.;
"Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря",
"В комнате", оба 1854; "В комнатах усадьбы художника И. Ф. Хруцкого Захареничи",
1855, и др.). Но, пожалуй, чаще всего наряду с религиозной живописью он пишет
портреты. Портретные изображения, как правило, введены художником и в его
"интерьеры".
В собственно портретном творчестве Хруцкий проявляет себя мастером несколько
суховатым и натуралистичным, выучеником скорее западной, чем русской школы.
Таковы портреты Иосифа Семашко, Потираловской, неизвестного молодого человека
(все 1842). Портрет Миколая Малиновского (1850-е) - может быть, лучший из
созданного им в портретном жанре. Здесь так же, как и в "Автопортрете" (1884),
написанном за год до смерти, Хруцкий усиливает выразительность удачным
использованием контрастного освещения - прием, к которому художник прибегал
довольно часто.
Кроме единичных, персональных изображений Хруцкий пишет групповые портреты.
Образцом произведений такого рода может служить "Семейный портрет" (1854) с
его суховатой тщательностью в прорисовке деталей и строгой объективностью в
передаче сходства изображенных. Семейная группа (мать и трое детей)
представлена на фоне паркового пейзажа. В колористическом отношении это хорошо
сгармонированная работа, решенная в сдержанных, приглушенных тонах. Написанный
в середине 1850-х годов, "Семейный портрет", как и многое в творчестве
Хруцкого, представляется явлением переходным, подготавливающим следующий этап
в развитии русской живописи.
Петинова Е. Ф.
Литература.
1. "Иван Фомич Хруцкий. 1810-1885: Каталог выставки". Минск, 1985.
2. Кузнецов С. О. "Живописец Иван Хруцкий" в книге "Проблемы изобразительного
искусства XIX столетия", Л., 1990, с.82-99.