Ференц Лист (Liszt) (1811-86) - венгерский композитор, пианист, дирижер.
Создатель нового направления в пианизме. Придал фортепиано оркестровую мощь и
красочность звучания, обогатил фортепианный репертуар (фантазии на оперные темы,
обработки и транскрипции для фортепиано, симфонические и другие произведения).
Возглавлял т. н. веймарскую школу. Композитор-романтик, Лист стремился раскрыть
в своих произведениях внутреннюю связь музыки с поэзией (многие сочинения Листа
имеют литературно-сюжетную основу). Оратории, "Фауст-симфония" (1857), 13
программных одночастных симфоний-поэм (создал этот жанр, применял в нем принцип
монотематизма); 2 концерта для фортепиано с оркестром (1856, 1861); соната
си-минор (1853), фортепианные циклы, 19 венгерских рапсодий, этюды, вальсы и
другие произведения для фортепиано; хоры, песни (около 70), культовая музыка
(был аббатом). Один из основателей (1875) и первый президент Академии музыки в
Будапеште (носит имя Листа). Содействовал становлению ряда национальных
музыкальных школ, особенно венгерской.
Ференц Лист (Liszt) [22.X.1811, д. Доборьян, близ Шопрона (Венгрия),
- 31.VII.1886, Байрёйт (Германия)] - венгерский композитор, пианист, дирижёр,
музыкальный писатель и музыкальный деятель. Отец Листа, смотритель овчарни
князя Эстергази, был разносторонним музыкантом-любителем. С 6-летнего возраста
Лист учился музыке у своего отца, девяти лет начал публичные выступления. В
1821-1822 годах в Вене брал уроки у К. Черни (фортепиано) и
А. Сальери
(композиция). С 1823 года длительное время жил в Париже, где продолжал
заниматься композицией у Ф. Паэра и А. Рейха. Концертировал во многих странах
(в России - 1842, 1843, 1847). Оставив в 1847 году пианистическую деятельность,
работал придворным капельмейстером в Веймаре (1848-1861). Почти ежегодно по
несколько месяцев проводил в Венгрии (с 1875 года Лист - президент Музыкальной
академии, основанной - им в Будапеште). Лист - глава т. н. "новонемецкой школы"
романтизма. Тесная связь с образами литературы, конкретно-сюжетная
программность,тяготение к философским обобщениям - характерные черты его
творчества. Лист расширил выразительные средства музыкального искусства (в
области мелодии, гармонии, инструментовки, исполнительства), ввёл принцип
монотематизма и т. д. Листу принадлежат оперы "Дон Санчо, или Замок любви"
(1825, театр "Гранд-Опера"), "Сарданапал" (не окончена), увертюры к спектаклям
Веймарского театра "Освобождённый Прометей" Гердера (1850) и "Тассо" Гёте
(1849, 2-я ред. 1854), оратория "Легенда о св. Елизавете" (исполнялась на сцене
в Будапеште, 1866), фантазии на темы опер Моцарта,
Вебера,
Верди,
Беллини,
Доницетти, Мейербера и другие сочинения. Во время работы в Веймарском придворном
театре Лист стремился к реформе оперного искусства, боролся с консерватизмом,
рутиной, пропагандировал творчество Вагнера. Поставил оперу "Лоэнгрин" (1850),
провёл в 1853 году вагнеровскую неделю, во время которой были исполнены
"Летучий голландец", "Тангейзер", "Лоэнгрин". Лист дирижировал также операми
Берлиоза ("Бенвенуто Челлини", 1852,
"Лелио", 1855). Впервые осуществил постановки произведений немецких композиторов
- опер "Альфонсо и Эстрелла"
Шуберта (1854), "Багдадский цирюльник" Корнелиуса (1858) и др.; драмы
"Манфред" Байрона с музыкой Шумана (1852). Из русских опер в Веймарском театре
Лист поставил "Сибирских охотников" Рубинштейна (1854). Лист дирижировал также
произведениями X. Глюка (частично в своих
редакциях), В. Моцарта, Л. Бетховена,
К. Вебера, Л. Шпора, Р. Шумана,
Дж. Россини, В. Беллини, Дж. Верди,
Дж. Мейербера и других композиторов. Работа Листа для театра не ограничивалась
только его дирижёрской деятельностью. Ему принадлежат статьи об "Орфее и
Эвридике" Глюка, "Эврианте" Вебера, "Фиделио" Бетховена, операх Вагнера и др.,
в которых Лист отстаивал принципы высокоидейного искусства. Лист вдохновил
Вагнера на создание опер "Тристан и Изольда", "Кольцо Нибелунга".